Памятник Петру, который после выхода в свет поэмы Пушкина стали называть по ее названию – Медный всадник, – один из самых узнаваемых символов города на Неве. Идея его создания принадлежит Екатерине II. Возведением монумента Петру Великому она хотела подчеркнуть свою приверженность курсу реформ, твердой рукой проводимых императором во благо России.
Для работы над созданием монумента Петру Великому был приглашен отнюдь не мастер с громким именем, зарекомендовавший себя в Европе. По совету Вольтера и Дидро, с которыми Екатерина II состояла в переписке, императрица выбрала некоего Этьена-Мориса Фальконе. Ему было уже 50 лет, но значительных произведений на его счету не было, если не считать успеха двух работ, выставленных в парижском Салоне 1757 года, — мраморных статуй «Купальщица» и «Грозящий Амур», последняя была исполнена для парижского особняка маркизы Помпадур. Многие скульпторы обращались к образу маленького бога любви, но победителем в этом негласном соревновании стал Фальконе, у которого Амур — шаловливый ребенок, не столько грозящий, сколько предостерегающий: вспомните этот пальчик,
к губам… Но то были камерные работы, а тут был совсем другой масштаб – державный. Согласно контракту скульптор, прибывший в Петербург в 1766 году, работу над монументом должен был завершить через 8 лет.«Помни, Фальконе, что ты должен или умереть за работой, или создать нечто великое», – напутствовал его Дени Дидро. Фальконе, однако, не предполагал, что трудности начнутся еще на этапе обсуждения проекта.
Видение скульптором памятника существенно расходилось с видением императрицы и её приближённых. Екатерина II потребовала, чтобы скульптор изобразил Петра I в образе римского императора, восседающего на коне со скипетром в руке; Дидро видел памятник в виде фонтана, окружённого аллегорическими фигурами. Советовали мастеру также изобразить Петра во весь рост с полководческим жезлом в руке, окружить его аллегорическими фигурами и сделать так, чтобы его правый глаз смотрел на Адмиралтейство, а левый – на здание Двенадцати коллегий.
Отстаивая право на своё мнение относительно облика памятника, Фальконе писал И. И. Бецкому: «Могли ли Вы себе представить, чтобы скульптор, избранный для создания столь значительного памятника, был бы лишён способности думать и чтобы движениями его рук управляла чужая голова, а не его собственная?»
Споры возникали и вокруг одеяния Петра I. Скульптор писал Дидро: «Вы знаете, что я не одену его по-римски, точно так же, как не одел бы Юлия Цезаря или Сципиона по-русски».
Только над созданием модели памятника в натуральную величину Фальконе работал целых три года, воплощая свой личный, чётко сформированный образ будущего памятника: «Я ограничусь только статуей этого героя, которого я не трактую ни как великого полководца, ни как победителя, хотя он, конечно, был и тем и другим. Гораздо выше личность созидателя, законодателя, благодетеля своей страны, и вот её-то и надо показать людям. Мой царь не держит никакого жезла, он простирает свою благодетельную десницу над объезжаемой им страной. Он поднимается на верх скалы, служащей ему пьедесталом, – это эмблема побеждённых им трудностей».
Гигантский гранитный валун весом 1,6 тонны – «Гром-камень» – был привезен в Петербург (транспортировка его по суше до берега Финского залива и на барже до места установки заняла около 9 месяцев) и обработан русскими мастерами, чтобы стать подножием памятника Петру Великому. 18 августа 1782 года состоялось торжественное открытие монумента. При огромном стечении народа под гром пушечной пальбы и звуки оркестров по сигналу императрицы Екатерины II с балкона Сената раскрылись щиты, закрывавшие монумент, и по толпе пронесся возглас восхищения…
Но автора среди восторженной публики не было, его не пригласили на торжество открытия. Оскорблённый мастер, которому недоброжелатели пытались приписывать только техническое отношение к памятнику, к этому времени уже отбыл в Париж…
В год 234-летия открытия памятника Петру I II. Медный всадник» Сергея Цветкова.
Президентская библиотека представляет на своем портале электронные копии изобразительных материалов, иллюстрирующих Медный всадник в разные периоды времени: это и черно-белые фотографии 50-х годов советского времени, и высокохудожественные снимки лучших современных петербургских и московских мастеров светописи. История создания памятника представлена на портале Президентской библиотеки в мультимедийном формате – аудиофайле «Императрица Екатерина