Войдя в зал, где должна была пройти пресс-конференция по итогам работы Эрмитажа в 2016 году и о планах на 2017, Михаил Борисович Пиотровский сразу предупредил: никаких вопросов по Исаакию, Херсонесу и тому подобных.
Должна сказать, на первых порах это удавалось. Нам рассказали и об итогах, и о планах. Поскольку итоги всем известны — огромное количество первоклассных выставок в самом Эрмитаже и его центрах, рассказ о планах занял бОльшую часть времени. И это понятно: наступил 2017 год, год столетия революций, в которых исторические здания играли не последнюю роль. Проект под общим названием «Штурм Зимнего» будет включать в себя сразу несколько выставок, кинопоказов. И начнется он уже завтра, в центре «Эрмитаж Амстердам» открытием экспозиции «1917. Романовы и Революция. Конец Империи». В конце года все материалы вернуться в наш город в несколько изменением виде, чтобы быть представлеными горожанам. И разместятся они в помещениях, которые ими описываются. Ведь в революционную эпоху Зимний дворец был и госпиталем, и резиденцией Временного правительства. Наверное, поэтому зрителям будут интересны,и так называемые «точечные выставки». Например, в Гербовом зале будет выставлен огромный самовар из лазарета. Как он только пережил все времена!
И, вообще, по мнению Пиотровского, революция -это скорее миф, созданный трудами Эйзенштейна (и его фильмом «Октябрь») по типу французской революции, а Эрмитаж попытается рассказать в этот год правду.
«Французская революция погубила значительно больше культурных ценностей, чем русская», — сказал Михаил Борисович
В залах будут демонстрироваться фрагменты фильма и предметы, с помощью которых он создавался. В Главном штабе будет большая экспозиция о том, чем там занимались воивремя между революциями. Музей, как всегда, живет по старому стилю, поэтому 25 октября на Дворцовой будет создана целая Мистерия, при которой Зимний приобретает свой цвет времен 1917 года -красный.
Не обошёл Генеральный директор и вопрос о Пальмира. Он пояснил, что сейчас министерство культуры готовит соглашение с участием Эрмитажа, других учреждений культуры, а также ЮНЕСКО о реставрации памятников в Сирии. «К сожалению, Пальмира упущена, но ее надо вернуть. Это вопрос чести. Но для этого военные действия должны быть потише»», — сказал М.Пиотровский.
От вопроса о вчерахних действиях ФСБ все же уйти не удалось. Ответ был ожидаемым: мы грузовикам возим материалы в ФСБ, значит, им ещё что то нужно. На сайте Эрмитажа есть наша официальная позиция. Если закон о тендерах плох, если мы вынуждены брать в подрядчика неизвестные компании, предложившие за свои услуги меньшие деньги, мы можем получить только такой результат. В строительной отрасли до 50% жулики и нам нужно успеть получить от них результат до того, как они обанкротятся. Эрмитаж ведет несколько дел в сударыня того, чтобы получить назад деньги, при этом ещё и зарабатывает на штрафных санкции, что тоже является доходом, хотя и не очень желаемый, великого музея.
По взаимоотношениям с церковью М. Б. Пиотровский сказал, что существует отдельный протокол, по которому разрешено проводить службы в Дворцовой церкви, который должны согласовать он и настоятель князь Владимирская собора отец Владимир Солдатов. Хотя многие люди, приходя в помещение церкви в даты рождения или смертей членов Императорский фамилии и так молятся, без каких либо церковных ритуалов.
Очень большие надежды возлагает Пиотровский на предстоящий Культурный форум. Ведь он — как вызов, как культурный Давос. И, одновременно, как нож в спину провинциализации Санкт-Петербурга, о которой он так недавно говорил.