Гатчина для императора Николая I – прежде всего резиденция отца – императора Павла I. Николай Павлович, следуя пожеланиям своей матери, вдовствующей императрицы Марии Федоровны, которые вполне отвечали его собственной воле, постарался сохранить в неприкосновенности внешний облик и интерьеры Центрального корпуса Большого Гатчинского дворца. В то же время нельзя было не учитывать возникшую к сороковым годам XIX века нехватку помещений для размещения членов разросшейся императорской семьи, свиты, высокопоставленных гостей, дворцового персонала.
Задуманное Николаем I расширение дворца было реализовано в 1846-1854 годах согласно проекту академика архитектуры Р.И. Кузьмина за счет полномасштабной реконструкции корпусов Арсенального и Кухонного каре. Архитектор повторил принципиальный замысел своих предшественников – итальянских зодчих Антонио Ринальди и Винченцо Бренна, сохранив общую идею четырехугольного каре, акцентированного по углам башнями. При этом по возможности использовалась существовавшая планировочная структура, включая расположение коридоров, основных лестниц и даже параметры отдельных помещений в плане. В Арсенальном корпусе, который после реконструкции стал, по сути, «дворцом во дворце», насчитывалось более двухсот помещений. На протяжении второй половины XIX века в нем последовательно проживали семьи императоров Николая I, Александра II и Александра III.
Собственные комнаты императора Николая I и его супруги императрицы Александры Федоровны располагались в нижнем, первом этаже восточной части Арсенального каре. Окна комнат выходили на регулярную часть парка – Нижний и Верхний Голландские сады. Первым в анфиладе помещений, протянувшейся с севера на юг, был Малый угловой кабинет.
За кабинетом следовали Камердинерская и Приемная – почти квадратные в плане помещения.
Замыкающим в анфиладе личных покоев Николая I был Большой кабинет (Большой военный кабинет) императора.
Дополнительный стены и деревянные перегородки, возведенные в западной части кабинета, отделяли несколько небольших утилитарных помещений – «Западные комнаты», в которых были устроены ватерклозет и ванная, коридорчик для слуг. В результате Большой кабинет получил усложненную конфигурацию со срезанными углами.
К моменту реставрации ряд элементов планировочной структуры был утрачен. Представление об отделке комнат Николая I дают акварели академика Эдуарда Петровича Гау, запечатлевшие в 1862 и 1877 годах интерьеры двух Кабинетов, Приемной и Камердинерской. Акварели интерьеров Гатчинского дворца выполнялись им в 1860 – 1880 годах по поручению императора Александра II. Кроме того, фонды дворца располагают довоенными фотографиями, выполненными в порядке инвентаризации фотографом Михаилом Антоновичем Величко.
Реставрация анфилад помещений общей площадью около 250 кв.метров производится, начиная с октября 2015 года. В состав плана реставрационных работ входит реконструкция Большого военного кабинета, Приемной, Камердинерской, Малого углового кабинета, Передней, Темного коридора, Винтовой лестницы.
Основные конструктивные особенности комнат сохранились и практически не нарушались с середины XIX века. Отделка серьезно пострадала от разрушений и пожаров времен Великой Отечественной войны.
В послевоенный период комплекс дворца использовался под непрофильные цели – размещение закрытого научно-исследовательского института с испытательными стендами. Эти обстоятельства и привели к частичной перепланировке помещений, а также полной утрате декоративно-пластического оформления стен и сводов.
Выполнены демонтаж исторической чугунной лестницы, а затем её реставрация в специализированных мастерских. Произведены работы по воссозданию лепного декора стен, сводов и распалубок. Установлена оконная и дверная латунная фурнитура, выполненная по историческим образцам и аналогам. Воссозданы мраморные камины; кирпичные печи.
Плафоны получили историческую колеровку. Подобраны образцы обоев для оклейки стен, а также аграманта, окаймляющего верхнюю линию вертикальных плоскостей стен.
Особого внимания в историческом убранстве комнат заслуживают:
- в Большом военном кабинете — полотно кисти И.Б.Лампи-младшего «Портрет Павла 1 со свитой», на котором изображен выезд Павла Петровича в окружении сыновей Александра и Константина, А.В.Суворова и придворных (размеры полотна картины 2.65 метра х 3,65 метра);
- в Камердинерской – фарфоровые вазы , сюжет росписи одной из которых — спектакль, который был поставлен в Берлине в 1821 году по поэме Т.Мура «Лалла Рук» Главные роли царевича Алириса и индийской принцессы Лаллы Рук исполняли Великий князь Николай Павлович и его супруга. Эти предметы займут свои места в отреставрированных комнатах.
В настоящее время картина экспонируется в залах 3-го этажа Центрального корпуса, а вазы находятся в фондах после их реставрации.
В процессе реставрации были обнаружены остатки механизма лифта для императрицы Александры Федоровны. В середине XIX века она была уже не очень здорова, поэтому подниматься по лестнице на верхние этажи ей было тяжело.
Подъемный механизм состоял из кресла и набора валов и шестеренок, которые приводились в действе вручную и размещались в подвальном помещении. К сожалению, полное восстановление невозможно — комнаты 2-3 этажей приведены в выставочный вид ранее, до открытия реставраторов. Предусмотрена установка окна в полу, через который будет доступен просмотр механизма
Окончание реставрационных работ определено контрактом на конец мая 2018 года, после чего начнется декорирование помещений.
Спасибо главному архитектору ГМЗ «Гатчина» Татьяне Яковлевой за предоставленные материалы