77 лет назад, 9 августа 1942 года, в блокадном Ленинграде впервые прозвучала знаменитая Седьмая (Ленинградская) симфония Дмитрия Дмитриевича Шостаковича (1906–1975). Одно из важнейших художественных произведений отечественной культуры XX века стало музыкальным символом блокады Ленинграда, стойкости и мужества защитников города. И это невозможно представить — именно 9 августа, но уже 1944 года, считается днем окончания битвы за Ленинград.
В электронном фонде Президентской библиотеки представлена оцифрованная рукописная партитура симфонии, оригинал которой хранится в нотной библиотеке петербургского Дома радио.
В коллекции Президентской библиотеки партитура появилась благодаря сотрудничеству с Национальной Медиа Группой по сохранению исторической памяти. Документ был передан для оцифровки специалистам библиотеки на торжественном мероприятии, посвящённом 75-летию прорыва блокады и 74-й годовщине полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, в январе 2018 года.
Каждая из четырёх частей симфонии представлена в отдельной тетради. На страницах партитуры есть пометы дирижёров С. А. Самосуда и К. И. Элиасберга, выполненные тушью и разноцветными карандашами. На обороте титульного листа первой тетради указан состав оркестра (инструменты) и другая информация о первом исполнении.
Инициатором исполнения Седьмой симфонии в осаждённом Ленинграде стал главный дирижёр Большого симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета К. И. Элиасберг. Репетиции в городе на Неве начались после того, как в июле 1942 года специальным самолётом сюда была доставлена партитура Шостаковича. Для исполнения симфонии требовался усиленный состав оркестра, поэтому была проделана большая работа по розыску уцелевших музыкантов в самом Ленинграде и на ближайшей передовой. Барабанщик, практически начинающий исполнение музыки, один из музыкантов оркестра Дома радио, считался уже умершим. Но Элиасберг зашёл в комнату, где он лежал, и увидел, как у него шевельнулось веко. Так симфония подарила жизнь человеку.
Премьера состоялась 9 августа 1942 года в переполненном зале Ленинградской филармонии. Звуков орудий врага не было слышно – советские артиллеристы в рамках операции «Шквал» получили приказ командующего Ленинградским фронтом Л. А. Говорова во что бы то ни стало подавить огонь немецких орудий, и задача была выполнена. Симфония транслировалась по радио и через громкоговорители на улицах города. Слышали её и немцы, стоявшие под Ленинградом… По рассказам одного из солдат вермахта, музыка его настолько поразила, что он понял, что город непобедим, после чего он сдался в плен.
В номере газеты «Ленинградская правда» за 7 августа 1942 года, которую можно «полистать» на портале Президентской библиотеки, рассказывается о подготовке к исполнению Седьмой симфонии в блокадном городе: «В беседе с корреспондентом ТАСС тов. Элиасберг рассказал: „Вся подготовительная работа нами закончена. Сейчас коллектив оркестра занят художественной отделкой исполнения симфонии. Партитура Седьмой симфонии написана для удвоенного состава оркестра. В условиях блокированного города это поставило перед нами ряд трудностей. Мы привлекли к работе над симфонией музыкантов из армейских оркестров. <…> Уже в первой части задушевный лирический музыкальный рассказ о радостной жизни свободных советских людей прерывается сначала отдалённой, потом всё более близкой и грозной темой войны. Часть за частью, до финала, в котором звучит торжественный гимн победы, Шостакович разворачивает в музыкальных образах и звуках идею любви к свободному человеку и ненависти к врагу, растоптавшему счастье миллионов людей“».
Ещё один уникальный документ – программка Седьмой симфонии с выступления в блокадном Ленинграде 9 августа 1942 года. Она пополнила электронный фонд Президентской библиотеки благодаря сотрудничеству учреждения с Санкт-Петербургской академической филармонией имени Д. Д. Шостаковича и Музеем театрального и музыкального искусства.
В качестве эпиграфа в программке приведена выдержка из статьи писателя Алексея Толстого: «Седьмая симфония возникла из совести русского народа, принявшего без колебания смертный бой с чёрными силами. Написанная в Ленинграде, она выросла до размеров большого мирового искусства, понятного на всех широтах и меридианах, потому что она рассказывает правду о человеке в небывалую годину его бедствий и испытаний».
«Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича – это выражение растущей и неизбежной победы советского народа над гитлеровской Германией, симфония всепобеждающего мужества, симфония торжествующей правды советского народа над всеми реакционными силами мира», – читаем в ещё одном эпиграфе авторства советского государственного деятеля Емельяна Ярославского.
Кстати, документ, оцифрованный Президентской библиотекой, принёс ряд интересных открытий. К примеру, в группе тромбонов в программке указан Игорь Карпец. Он не был профессиональным музыкантом, но перед войной окончил музыкальную школу по курсу тромбона и, когда понадобилось, был вызван с передовой и замечательно вписался в группу профессиональных музыкантов. К тому времени в оркестре Дома радио последних оставалось меньше десятка: кто-то умер от истощения, других эвакуировали…
Интересна и дальнейшая судьба этого человека, уже не связанная с музыкой. Игорь Карпец стал известным учёным-правоведом, криминологом, доктором юридических наук, возглавлял Всесоюзный научно-исследовательский институт проблем укрепления законности и правопорядка при Прокуратуре СССР и Главное управление уголовного розыска МВД СССР.
Добавим, что памятное и имевшее огромное психологическое значение для ленинградцев исполнение Седьмой симфонии в блокадном городе было не единственным подобным выступлением в 1942 году. Упомянутая партитура использовалась и при самом первом исполнении симфонии 5 марта 1942 года в Куйбышеве оркестром Большого театра под управлением дирижёра Самуила Самосуда. Именно в Куйбышев был эвакуирован в октябре 1941 года из Ленинграда Д. Д. Шостакович. Три части знаменитой симфонии он успел написать в своём родном, осаждённом городе, в перерывах между участием в строительстве противотанковых укреплений и тушением зажигательных бомб, четвёртую часть написал в эвакуации.
29 марта 1942 года оркестр под управлением С. А. Самосуда исполнил симфонию уже в Москве. Летом того же года состоялись две премьеры за рубежом: 22 июня её исполнил Лондонский симфонический оркестр под управлением Генри Вуда в Лондоне, 19 июля – симфонический оркестр Нью-Йоркского радио под управлением Артуро Тосканини в Нью-Йорке. Позднее запись симфонии осуществили многие выдающиеся дирижёры из разных стран. На музыку первой части был поставлен получивший широкую известность балет «Ленинградская симфония». В Куйбышеве, который считался запасной столицей СССР в период войны, где располагалась госучреждения и посольства, эвакуированы из Москвы, симфония была исполнена ещё 5 марта. Реакция зала, заполненная дипломатам, была соответствующей музыке: подавленность в первой части и слезы на глазах при звучании заключительный аккордов.
Седьмая симфония Шостаковича у же стала не просто номером, а именем, наравне с 9 симфонией Бетховена и 6 симфонией Чайковского. Писать музыку к ней Дмитрий Дмитриевич начал ещё до войны, она значилась в планах Ленинградской филармонии, однако война все смешала. В первой части, ещё до военной, как предчувствие, слышны крики и стоны людей. Заключительная часть — это всепобеждающий гимн, вера в грядущую Победу.
Спасибо Президентской библиотеке за интересный материал.
,