В Эрмитаже открылась выставка «”Психея, душенька…” Литературный сюжет – от античности к русскому классицизму»
Переходя от витрины к витрине, я задавалась одним вопросом. Если Апулей — начало всех начал, то кто ему рассказал эту нежную любовную историю? Ведь, если сравнивать, то Аленький цветочек — это тоже переработанный рассказ о Психее, Пойдём дальше. Белоснежка и семь гномов, Спящая красавица — это все Апулей, современник того времени, о котором рассказывают авторы.
«Душенька» И.Ф. Богдановича, написанная во времена Екатерины II, — как отзвук античного мира в «великолепный век». Но, если подумать, Амур и Психея – это Ромео и Джульетта античного мира, это вечная история о любви, которая побеждает смерть
И посмотрите, какая игра слов. С греческого Психея — душа. То есть все наши, российские, Евдокии, Дуняши, Авдотьи — это античные наследницы Психеи, пусть и не по судьбе, а по имени. Вишенкой на торте моих размышлений может быть название выставки, переведенное на английский язык. Ну нет в этом языке такого нежного слова, как Душенька.
Даже на жестовом языке для неслышащих не передать это чисто русское «душенька» Поэтому через многие споры перевод звучит как Sweet Psyche, сладенькая Псахи. Интересно, знает ли пресс секретарь нынешнего президента США, что в её честь названа целая выставка в Эрмитаже?
Но вернёмся к экспозиции. Её идея давно была в головах сотрудников, и когда она оформилась в организацию, многие сами предлагали экспонаты, хранящиеся в фондах и редко появляющиеся, на выставках. Так было и здесь. И этим хороша выставка, на которой мы можем увидеть то, что скоро опять уйдёт в хранилища на многие годы.
На выставке вы узнаете множество историй, рассказанных в глине, красках, воспетых живописцами и скульпторами с античных време до 19 века. Очень удачно сделан раздел, где вы одновременно можете увидеть резные камни и их увеличенное фотоизображение.
В Новом Эрмитаже хранятся две великие скульптуры Кановы, посвященные истории Амура и Психеи. В Главном штабе воссоздан зал московского особняка Ивана Морозова, для которого Морис Дени исполнил цикл декоративных панно «История Психеи» на сюжеты из «Метаморфоз, или Золотого осла» Апулея. Вокруг этого организаторами создаётся круговорот философских идей, идей любви, души и изумительных произведений искусства.
Отдельно нужно рассказать о цикле иллюстраций к поэме «Душенька» И.Ф. Богдановича, созданных Ф.П. Толстым. Это образ русской Психеи. Замечательный и важный раздел выставки, посвященный ещеиодной интерпретации мифа об Амуре и Психее, появился благодаря сотрудничеству с Третьяковской галереей.
В Тончайшая работа пером по грифельному рисунку позволила сохранить до нас величайший труд художника, занимавшегося иллюстрациями около 20 лет. Говоря современным языком, это комиксы, которые можно рассматривать непрерывно и каждый раз находить что то новое. Художник умело зашифровал в своих рисунках многие знаки, понятные только причастным к этой истории.
И ещё одна перекличка историй. В Летнем саду стоит своя Психея с Амуром. И, очень похоже, что за основу своего рисунка эпизода, когда Психея пытается рассмотреть своего возлюбленного, взята именно эта скульптурная группа.
Если соберётесь, обязательно возьмите аудиогид, с ним вы сможете погрузиться в глубокие слои истории. Он также поможет вам разгадать те знаки, которые вы, возможно, не заметите в рисунках Ф.П. Толстого. Осмотр выставки доступен в любом маршруте по Эрмитажу.