Их было много. И все были талантливы. Большое количество из художественного наследия семьи хранится в Русском музее, который в конце декабря открыл выставку, какой ещё не было никогда. Да, наверное, и не будет.

го

Род Клодт фон Юргенсбург берет своё начало в Вестфалии, откуда позже семья перебралась в Лифляндию. В начале XVIII века семья оказалась в России. Первым представителем династии называется Карл Федорович. Он принимал участие в Отечественной войне 1812 года, позже стал рисовать карты, а живопись стала его отдушиной.

Его сын Константин Карлович тоже пошел по военной линии, стал генералом и внезапно увлёкся гравюрой. Был в числе первых русских ксилографов, позже преподавал ксилографию в Академии художеств.

Второй сын героя Отечественной войны Петр Карлович стал скульптором-анималистом. Его сын Михаил Петрович был известным мастером жанровой картины. Продолжателями дела деда стали внуки, рожденные в семье второго сына, Александра.

Но всегда на слуху кони Клодта на Аничковом мосту. Копии «Укротителей коней» с Аничкова моста по межправительственной программе обмена подарками отправили в Берлин и Неаполь. Не скрою, было приятно увидеть их в Неаполе. И там туристы, так же, как на Невском, делали селфи.

В Петербурга много мест, где поскакал клодтовский табун. Это и фриз «Лошадь на службе у человека» на здании Мраморного дворца, и реставрируемый сейчас памятник на Исаакиевской площади. Необыкновенно точный расчёт позволил изобразить вздыбленного коня на двух ногах, без всяких дополнительных опор.

Но мало кто знает, что Пётр Клодт делал эскизы и модели для Благовещенского моста. И вот здесь давайте начнём неспешную прогулку по залам Михайловского замка. Там много моделей, которые я первоначально приняла за отливки. Оказалось, что они сделаны из воска специального состава. Восковые статуи были переданы в Музей Императора Александра III в 1897 году из Академии художеств.

 

Хранившиеся в запасниках, они перед выставкой подверглись прекрасной реставрации. Будет жаль, если они опять уйдут в хранилище. Там есть и просто лошади во многих позах, и жанровые картинки. Например, проект скульптуры «Всадник и нападающий тигр». Он выполнен по заказу Николая I для Адмиралтейской набережной.

В основе лежит подлинная история оренбургского казака, победившего тигра в рукопашный схватке. Тогда тигриная шкура была направлена Александру I и долгое время находилась среди других необыкновенных подарков. Проект не был осуществлён, но восковая фигура дошла до наших дней.

Петр Клодт был очень трудолюбивый: к каждой работе — огромное количество эскизов. Когда умер литейщик Екимов, которому предстояло отливать коней для Аничкова моста, барон(!) сам освоил это ремесло, а впоследствии даже возглавил литейный двор при Академии художеств. Среди его работ как литейщика — кони для колесницы Славы Нарвских триумфальных ворот.

Мы всегда будем благодарны Клодту за «Дедушку Крылова», что в Летнем саду. На выставке вы можете увидеть конкурсную работу, одобренную Советом Императорской Академии художеств. В дальнейшем при работе в металле она претерпела некоторые изменения, но идея осталось той же: на пьедестале животные и птицы из 15 басен. И вот эта работа высотой около метра выполнена из воска!

На выставке впервые представлена одна из немногих сохранившихся раскрашенных групп, над которой Клодт начал работать в ноябре 1830 ro да по заказу императора Николая I. В архивных материалах отмечено, что для работы над «конным артиллеристом» в мастерскую скульптора присылали «рядового с лошадью из Образцовой Конно-артиллерийской роты, а форму гвардейской конной артиллерии из Арсенала его императорского высочества великого князя Михаила Павловича». При перевозке артиллерийского орудия, ездовые управляли лошадьми в запряжке. Всадник сидел на левой лошади, называемой подседельной и держал под уздцы правую подручную лошадь.

Чтобы передать знаменитый золотистый окрас лошади, Клодт использовал интересную художественную технику. Вначале скульптор покрыл тело лошади тонким золотым слоем, а затем сверху расписал масляными красками тонкими слоями, что позволило создать уникальный светящийся эффект. Для достоверного образа Клодт использовал в своей работе разные материалы: гипс, кожу, воск, дерево, металл, лубяные волокна, масляные краски и золото. Проведенные на данном этапе реставрационные работы, позволили представить на выставке уникальную раннюю работу скульптора, а также начать сложный процесс восстановления утраченных деталей.

 

В соседнем зале вы можете увидеть работы других членов клана Клодтов. Практически все это — пейзажи (М. К. Клодт, племянник П. К. Клодт, внук), и женские фигуры (М. П. Клодт, сын).

Я, как любительница точного рисунка, не могла не отметит гравюры на дереве К. К. Клодта (брат) и офорты М. П. Клодта (племянник)

Внук Константина Карловича Евгений стал уже профессионалом, работал на фабрике Фаберже художником. Внук и правнук Евгения Александровича продолжили династию, став художниками уже во времена СССР. Но работы этих художников я не увидела. Или не нашла?

Чего мне не хватило на выставке — генеалогического древа Клодтов. Оно было бы очень к месту.

#русскиймузей

#клодт