Когда мы шли по ЦПКиО в сторону Елагина дворца, то немного удивились большому количеству отдыхающих. Так быстро распространяются слухи в городе — дворец наконец то открылся после реставрации. И люди шли нескончаемым потоком.
К великому сожалению, за прошедшие годы с его перестройки для нужд Марии Федоровны, вдовы Павла I, Дворец неоднократно меняет свое назначение.
Это была первая крупная работа архитектора Карло России в российской столице. Здесь он собрал команду живописцев, скульпторов, лепщиков, которые потом работали в Михайловском дворце, в здании Главного штаба, Сената и Синода, Александринского театра и окружающих его построек.
Дворец до начала XX века оставался во владении императорской семьи Романовых. Декоративная отделка интерьеров по гармонии, утонченной роскоши, особому уюту не имела себе равных среди знаменитых императорских дворцов.
После 1917 года дворец как бывшая собственность Романовых объявляется памятником архитектуры и становится историко-бытовым музеем. Это, пожалуй, единственное место, где в неприкосновенности сохранились первоначальные интерьеры. В 1929 году советская власть решила, что хватит показывать, как жили цари. Музей закрывают, лучшие предметы передают в Эрмитаж, Русский музей и пригородные дворцы, остальное реализуется через «Антиквариат». Часть здания занимает Институт защиты растений, часть – просветительский отдел ЦПКиО, созданного в 1932 году. Во время войны дворец значительно пострадал, бомба попала прямо в купол и пожар доделал свое чёрное дело.
Что успели сделать за пять лет реставрации? Первый этаж, анфилада ампирных комнат, сияют, не блеском, а классической красотой.
Даже сейчас, входя в отреставрированных залы, чувствуется семейный уют комнат. К великому сожалению, это создаётся размещением аналогов того, что было здесь в царские времена — все или хранится в других музеях, что то находится за пределами России.
Практически во всех залах отделка потолков в технике гризайль, но это сделано с таким аккуратным воспроизведением того, что было раньше, что кажется сохранившимся с далёких времен.
Из парадной анфилады открываются прекрасные виды на Елагин и Каменный остров. Такое чувство, что вот — вот появятся дамы и кавалеры. Так и происходит — во дворце есть костюмерная, где вам могут подобрать наряд, если вы участвуете в балах, которые здесь часто организуют. Для этого и рояль в Овальном зале, и Столовая без стола — именно здесь можно потанцевать и вальс, и менуэт.
Что нового придумали хранители музея? Второй этаж полностью отдан под экспозицию «Кабинетная история». Здесь сохранен кабинет Александра I, воссозданный по акварели художника М. Н. Воробьёва. Интересно, что в те времена создавались мужские и дамские кабинеты. Если первые были для едовых приёмов и работы, то вторые имели функцию комнат для встреч с подругами хозяйки.
Фотовыставка «Петр Столыпин на Елагином острове» рассказывает о том, как в 1907 – 1911 годах Елагин дворец был резиденцией Председатель Совета министров Российской империи, там проходили заседания Совета министров.
Неожиданным стал третий этаж. Там воссоздан интерьер домовой церкви. Большое купольные пространство как будто парит над островом. Увы, только интерьер, церковной утвари и иконостаса там нет, как и денег на его постройку. В ближайшее время в ней будет размещена экспозиция фарфора ИФЗ. И это не случайно. В соседних комнатах находится открытое хранение фарфора. Там есть и исторические раритетные изделия, и то, что было в наших домах в середине 20 века. Основу составляет коллекция Иванова, одного из сотрудников СПМБМ Малахит.
Мечта музейщиков — создать Золотую кладовую для показа коллекции изделий из драгоценных камней и благородных металлов. Она может быть размещена в цокальном этаже. Сейчас он занят служебным помещениями.
Я получила большое удовольствие от прогулки по дворцу. Это новая точка на туристическом небосклоне Санкт-Петербурга, надеюсь, будет востребована как горожанами, так и гостями города.