С работами скульптора Григория Потоцкого я впервые познакомилась на выставке в Строгановском дворце несколько лет назад. Что меня тогда удивило? — рваные скульптуры, о которые можно просто пораниться. Но узнав, что он — дитя ГУЛАГа, я на многое посмотрела по другому. Что мне тогда запомнилось? Скульптура Параджанова: лицо человека, прорывающегося сквозь решётку. А его глаза — сплошная боль. Но мне показалось, что они похожи на глаза Григория, хотя в тот момент он светился от счастья — ещё бы, выставка в Русском музее! Глаза — зеркало души, скульптор смотрел на мир глазами, как мне показалось, полными доброты. Потом я уже узнала, что он является основателем Академии доброты, символом которой является… одуванчик. Можете себе представить чугунный (?) одуванчик, у которого вместо парашютиков — руки, спешащие вам на помощь. Эти одуванчики, Григорий просто дарит разным городам — их уже сейчас больше 40 по всем странам мира.
Следующим моим взрывом, который организовал Потоцкий, была установка памятника Сергею Есенину в Москве. Помните того лежащего ангела со сломаны и крыльями? Да, неоднозначная фигура, но в ней скульптор в какой то степени изобразил и себя — сколько ему, молдавскому парню без корней и связей в столице пришлось пережить. Но он не сломался, поскольку основным понятием для него является доброта.
И вот новая встреча. В Доме учёных на Неве на днях открылась выставка с несколько неожиданным названием «Потоцкий&Любовь». Войдя в первый зал, сразу видишь портрет скульптора. Подпись «Стройнова». Да, это жена по имени Любовь выполнила необычную работу. Так что доброта и любовь объединяют их даже здесь, на выставке.
Но выставка начинается не с зала, а сразу при входе во дворец: довольно тяжёлые скульптуры не разрешили поднимать на 2 этаж. Здесь стоит отметить композицию «Литературный кактус» : собрание хорошо читаемых в бронзе известных деятелей культуры, хотя у каждого стоит поясняющая подпись. Скульптура объёмная, её нужно рассматривать со всех сторон. Интересен процесс узнавания, забавно было смотреть на посетителей, угадывающих кто есть кто.
Но сам автор считает центральной фигурой выставки композицию : «Достоевский, распятый на топоре». Да, необычная трактовка объясняется все той же концепцией доброты: прибитые руки не могут сотворить зло.
Высоцкий с гитарой как с Эйфелевой башней, Чарли Чаплин в виде иероглифа — можно ходить и разгадывать работы мастера не один час и все время находить что то новое.
Для меня в этот раз открытием были живописные работы Григория, особенно серия «Белым по белому». Это своего рода эксперимент: белая краска наносится на белый холст (марлю?) слоями различной толщины, что делает композицию в какой то мере голографичной. Художник творит практически в слепую: результат виден только, когда начинаешь подсвечивать подрамник с обратной стороны. И получается, какое то чудо, чудо творца.
Неожиданным стали картины серии «Цветной танец кривых линий на белом»: я не представляла Потоцкого с мольбертом в руках, творящим музыку красок.
В районе 20 августа Григорий Потоцкий проведёт несколько мастер классов по лепке, встретиться со зрителями. Я думаю, вам будет интересно послушать его, излагающего философию доброты. Он же её академик и адепт. Следите за афишей Дома ученых.