Компания Газпром — основной партнёр наших пригородных дворцов — пригласила посмотреть, как продвигаются дела с проектом «Екатерина II. Личное пространство». В проект входит воссоздание комнат в Зубовском флигеле Екатерининского дворца, интерьеры которых были полностью утрачены в годы войны. Это Китайский и Купольный залы, Синий, Зеркальный и Серебряный кабинеты, Рафаэлевская и Туалетная комнаты.


В прошлом году нам показали эти пустые комнаты, которые рядом с Лионским залом выглядели просто чудовищно: голые кирпичные стены, деревянные настилы вместо полов. Но, одновременно, мы увидели оставшиеся фотографии тех времен и акварели Гау, которые служат прообразом того, что мы через несколько лет увидим. Но началась наша поездка с Царскосельских янтарных мастерских в Тярлево. Именно там умелые руки изготавливать, воссоздают, практически возрождают из пепла творения великих предков.

Из паркетов, которые были некогда в этих залах, сохранился только один, да и то случайно: во время войны фашисты похитили его. Он был обнаружен в 1947 году в Берлине, перевезен в Царское Село и оставлен на складах до лучших времен — комнат практически не было. И вот сейчас мы видим удивительно красивый рисунок, авторство которого приписывают Чарльзу Камерону. Впервые его пытались восстановить ещё в 1970 году, но неудачно, сейчас специалисты вынуждены исправлять ошибки прошлого.
Полисандр, амарант, роза, клен, травленый граб, самшит — это только основные породы древесины, которые здесь использовались. Я впервые столкнулась с понятием «травленый граб».

Оказалось, вырезают нужного рисунка фрагменты, затем их опускают в специальные растворы. В результате получается центр фрагмента одного цвета, границы другого.
Этот паркет пойдёт Зеркальный кабинет, для остальных они будут воссозданы.

Чего только мы не увидели в этих мастерских: стеклянные и деревянные под камень колонны, уже утвержденные и ожидающие своей участи медальоны, огромное количество металлических предметов. Все они в сборе и составят ту неповторимую красоту интерьеров покоев Екатерины.

Здесь нужно отметить следующее. Петербургская школа реставраторов давно известна в мире, волшебные руки мастеров возродили наши пригородные царские резиденции. Но время идёт, нужна смена с учётом того, что в перестроечные годы подготовке кадров не уделялось достаточного внимания .

Поэтому очень важен многофункциональный проект Газпрома «Друзья Петербурга», который помогает воспитывать в молодежи любовь к историческим памятникам. При нас целая группа посетила мастер класс по реставрации в Царскосельских Янтарных мастерских. Кто знает, возможно среди них и те кто придет сюда уже работать над воссозданием красоты?

 

В самих комнатах пока идут работы. Леса, настилы на полках, подготовленные стены. Сейчас проходят примерки фрагментов декорирования, где-то предлагают подправить цвет, где-то у барельефа несколько изменить форму носа. Все работают по тем частицам исторических знаний, которые сохранились с довоенных времен.

Как я поняла, основная проблема будет у воссоздания китайского зала. Там были удивительные китайские рисунки коромандельского лака, которых уже нет. Есть только небольшие фото. В самом Китае сейчас ищут подрядчиков для из изготовления. Но на все нужно время. Этот зал является центральным в анфиладе, поэтому именно от него зависят сроки открытия всего проекта воссоздания покоев Екатерины II.