Музей христианской культуры официально в нынешних помещениях был открыть осенью прошлого года, но из за ковидных ограничений это прошло тихо, без помпы, хотя частному коллекционеру — владельцу музея — это было вполне доступно. Раньше собрание находилось на территории церкви святого преподобного Андрея Критского. Сейчас там остались фонды, которые потихоньку переезжают нам»новые квартиры». Идея музея — показать христианство от императора к императору — от византийского Константина до российского Николай II.
На данный момент открыт «Ветхозаветный зал», посвященный двум основополагающим для всего христианства текстам — Ветхому и Новому Заветам.
Здесь посетители смогут увидеть иконы XVII — начала XX столетия с образами ветхозаветных героев: пророков и праотцев, ветхозаветной троицы, образом последнего пророка Иоанна Предтечи.
Удивительна подборка книг, которой может позавидовать любое государственное учреждение. Она знакомит нас с Евангелие с точки зрения развития книжной миниатюры: рукописного искусства и позднее печатной книги.
В экспозиции представлены четыре наиболее ценных в коллекции музея артефакта: факсимиле Мстиславова Евангелия (XI век) и Евангелие Апракос (1270), оригинал Евангелие Стефана Яворского (1700). Посетители также смогут увидеть самые яркие выдержки содержания книг в мультимедийном варианте.
Рядом находится зал Николая Чудотворца. Как я поняла, это была первая экспозиция, показанная широкой публике ещё в старом здании. Экспозиция зала носит название “Правило веры и образ кротости” и включает в себя иконы (самые ранние из которых датируются XIV веком), частицы мощей святителей Николая Чудотворца, Спиридона Тримифунтского и равноапостольного Константина Великого, сосуды для хранения мира из итальянского города Бари, где покоятся мощи главного почитаемого в России святого и другие паломнические реликвии. В отдельную группу выделены памятники старообрядческих художественных центров XIX – начала ХХ века.
Для меня этот святой — семейный, наверное поэтому я этот зал рассматривала подробно. Здесь есть и классические иконы, и практически написанные рукой самоучки с удивительно добрыми глазами.
Ковчег с деревянной скульптурой украшен бисером и камнями — так можно украшать только любимого заступника.
Интересна история иконы «Николай раненый». И название её очень соответствует произошедшему с ней. Икона восходит к стенописному изображению святителя Николая Чудотворца, находящегося над проездными воротами Никольской башни Московского Кремля. Во время революционных событий в Москве в октябре 1917 года образ был поврежден во время обстрела, но лик святого при этом не пострадал. Перед празднованием 1 мая в 1918 году образ на башне был закрыт красным флагом, который порвался в день торжеств, так что стал виден лик святого. Со стенописного образа писались небольшие иконы, фиксировавшие его повреждения во время революции, и они чрезвычайно редки. Одна из них была поднесена верховному правителю России адмиралу А.В. Колчаку, постоянно сопровождала его в поездках.
Здесь же на 2 этаже расположен Константиновский зал. Первый по хронологии, в нем представлено зрителям раннехристианское искусство.
Среди экспонатов — мраморный бюст Константина Великого и иконы с образами святого императора и его матери царицы Елены, ларцы для мощей, чаши для омовений, ювелирные украшения и коллекция ножей. Зал пока находится в процессе подготовки к открытию, в нем практически нет поясняющего материала, но зайти можно.
На третьем этаже экспозиция рассказывает о российских святых на всей территории с севера на юг. Это и известные имена, и чисто локальные подвижники.
Часть зала предоставлена для экспозиции «Небеса в духовной культуре России».
Если вы помните европейские храмы, то в них потолки расписывались на различные религиозные сюжеты. Россия пошла своим путем.
Небо, или Небеса, представляют собой особую конструкцию потолочного перекрытия деревянного храма в виде усеченной многогранной пирамиды. Иконы крепили на специальной каркасной основе, от центральной круглой иконы Христа расходились радиальные доски — сектора в форме трапеций, на которых обычно писали ангелов или святых. Небеса появились в архитектуре деревянных храмов Русского Севера в конце XVII века. Голубой фон визуально ассоциировался с реальным небом.
В музее представлены пять огромных икон: четыре ангела и круглый образ Христа Вседержителя. Трапециевидные иконы по прошествии веков изменили свою конфигурацию, но основной посыл ясен. Такая система росписей Небес была распространена на западе Обонежья, иконы выполнены в традициях северного народного иконописания второй половины XVIII столетия.
На этом же этаже представлены не иконы, а картины на религиозные сюжеты известных западных и российских художников — Александр Иванов, Карл Брюллов.
И пусть это авторские повторения известных картин, находящихся в государственных собраниях, все равно видно различие и в светотеневых полосах, и в размерах. Из западных художников представлены Рембрандт, Рубенс — удивительно увидеть их на тихой Петербургской улочке.
Создание экспозиции находится в постоянном развитии. На весну намечено открытие залов Николай II и предметов Фаберже. Все это не просто собрание редкостей, а имеет религиозную направленность, поэтому наверняка будет отличаться от например, музея Фаберже.
С нетерпением жду весну, и как сезон года , и как время, когда можно будет увидеть новые залы Музея христианской культуры
#музейхристианскойкульту