Мы привыкли видеть царя Петра I как плотника, строителя  Санкт-Петербурга. Но не задумывались вы, что это был модник, франт, чьи мерки и выкройки лежали в лучших парижских ателье. И это живой Пётр, не тот, что изображён на картинах, воспроизведён в мраморе или бронзе.

Одежда первого российского императора, отражая особенности его характера, пристрастия и увлечения, раскрывает Петра как человека стильного, с прекрасным вкусом, умеющего ценить красоту ткани, изящество декоративной отделки, качество изготовления и удобство костюма. И, пожалуй, удобство было одним из основных требований.

Государственный Эрмитаж в РХЦ «Старая Деревня» открыл удивительную выставку — отреставрированные  костюмы императора. Здесь есть все — верхняя и нижняя одежда, головные уборы. Увы, осталось всего 2 пары обуви, которые помнят ногу Петра.

Одежда императора после его смерти много раз меняла место прибывания. Сложившаяся в Кунсткамере, она торжественно стала особой Галереей в Зимнем дворце, откуда вернулась в Кунсткамеру, чтобы потом побывать в Историко-бытовом отделе Русского музея, в Музее Революции, в Музее этнографии, часто не покидая упаковочных ящиков. И можете представить себе состояние костюмов, когда они попали в умелые руки Эрмитажных кудесников.

Зимние пальто — это почти то, как что мы носим сейчас. Они на стеганой подкладке, на меху. Меховые воротники пристяжные.

К сожалению, меха более подвержены старению, но по остаткам, ворсинкам, удалось восстановить. И реставраторы поняли, что дорогие меха — лиса, соболь — были только на видных частях одежды, а внутри была обычная овчина.

Карманы на одежде были крупные. Вспомните, как зимой вы достаёт одежду и делаете открытия: забытые веши. Вот так и реставраторы делают интересные находки — пуговицы, остатки травы, какие то колючки. Представляете, какие у них были находки.

Некоторые суконный вещи поступали буквально в виде кружев: так они были изъеденый молью. Когда я смотрела на этот кафтан, то не могла найти ни одного шовчика, так искусно были вшиты детали.

Конечно, это на любителя, но вы когда нибудь где нибудь видели нижние сорочки, штаны, чулки, которые носили в то время? Вы можете рассмотреть их здесь внимательно. Шовчики просто идеальные.

Отдельно нужно рассказать о Петре — сибарите в персидском халате. Исполненные из драгоценных французских, итальянских или китайских тканей шлафроки надевали дома поверх камзола и штанов. Уютные длинные халаты с просторными рукавами располагали к неторопливому разговору за раскуриванием трубки или отдыху у камина. В этой же витрине шахматы, да не простые, а походные, сделаны из кожи.

И здесь особенно хорошо видно, что царская одежда была яркой, цветной, искусно вышитой. Пожалуй, самым роскошным надо признать ансамбль для церемонии коронации Екатерины I.

Вот так, шаг за шагом, мы видим реального императора. Его одежду изготавливали  и в Мастерской палате Московского Кремля, и портными московской Немецкой слободы, часть была приобретена в Западной Европе.

Увы, не все детали коллекции выставлены — нужно сохранить их для будущих поколений. Вся выставка в полумраке — свет тоже мешает сохранности. Но дух Петра Великого присутствует в каждой пуговке его одежды, в каждом стежке.

Очень рекомендую съездить в Старую Деревню, чрезвычайно занятная выставка