Экскурсия в Главный штаб, которую организовал Государственный Эрмитаж для СМИ, была приурочена к юбилею Б. Б. Пиотровского, академика, выдающегося археолога и востоковеда, возглавлявшего музей с 1964 по 1990 год. Именно при его руководстве Восточное крыло Главного штаба было передано Государственному Эрмитажу в рамках программы «Большой Эрмитаж».
Главный штаб, один из самых известных архитектурных памятников Санкт-Петербурга, был построен в 1819-1829 годах по проекту архитектора Карла Ивановича Росси. Именно это здание сформировало современный ансамбль Дворцовой площади, объединив уже существовавшие здесь постройки в единый комплекс
В западном крыле размещалось военное ведомство — Главный штаб армии, восточное было отведено для гражданских министерств Российской империи: Министерства финансов и Министерства иностранных дел. В Советское время здесь не раз сменяли друг друга многочисленные организации — от комиссариатов иностранных и внутренних дел (сразу после революции) до проектных, научно-исследовательских институтов и поликлиники УВД (с 1960-х годов)
В 1988 году началась масштабная реконструкция Восточного крыла здания Главного штаба — приспособление памятника под музейные функции. Проект разработало архитектурное бюро «Студия 44» под руководством Никиты Явейна.
Особое внимание было уделено сохранившимся наших дней элементам интерьеров, прежде всего, оформленным Росси в имперском стиле парадным апартаментам квартиры министра иностранных дел Карла Васильевича Нессельроде. Сердцем уникального музейного пространства стала Новая большая анфилада, состоящая из крытых атриумов выставочных залов. Пять внутренних дворов были объединены и накрыты стеклянным куполом со световыми колодцами-отражателями, а парадная лестница, берущая начало в самом большом атриуме, сформировала самостоятельное публичное пространство, в котором теперь проводятся лекции, концерты и другие мероприятия.
Первый этаж, расположенный ниже Большой анфилады, представляет собой своеобразное продолжение Дворцовой площади, общественный форум. Здесь проходят фестивали, выставки, их могут посетить все горожане.
Основные экспозиционные помещения объединены в три анфиладные линии: Дворцовую (вдоль Дворцовой площади). Певческую (вдоль Певческого проезда) и Речную (вдоль набережной реки Мойки). Экспозиции размещены по периметру на втором, третьем, четвёртом этажах.
Расселение Главного штаба — это сама по себе отдельная история. Здание вроде бы как и передали музею, но Эрмитаж им не владел — много лет шли бои с арендаторами, которым очень нравилось находится в центре города. Были даже угрозы. Но здание становилось все более аварийным, обваливались крыши. Такое иметь на Дворцовой площади было просто стыдно.
И ещё один вопрос стоял очень остро — финансирование. Все это происходило в 90-е годы, когда денег не было вообще. Придумывались разные схемы инвестирования, стали на различных выставках представлять проект для привлечения возможных спонсоров. Помог Всемирный банк, который возглавлял Тим Вулфонсон, человек — коллекционер, но никогда не финансировавший подобные культурные проекты. Банк работал всегда под определённый бизнес план, приносящий доход. Была встреча с президентом России, каждый говорил свое. В результате был выдан огромный кредит под реставрацию центра Петербурга, при этом были равные доли финансирования банком и правительством страны. Это стало международными обязательствами России, которые волей — неволей приходилось выполнять.
В проектировании были свои сложности. Велись споры о необходимости перекрытия внутренних дворов, которые, возможно, в 21 веке имели бы другую конфигурацию. Даже та лестница — амфитеатр сегодня, возможно, не была бы создана по новым внутренним правилам строительства. Хотя многие находки сейчас становятся хрестоматийными.
Денег оказалось все равно мало, поэтому была введена система поэтапной сдачи объектов. В какой то момент на одной части здания уже шли выставки, а на другой еще строительные работы. И здесь нельзя не упомянуть о культурной солидарности. В каком то году застопорилось строительство проектов Мариинского театра, и они разрешили использовать их для Главного штаба.
По мнению М. Б. Пиотровского, стратегией или тактикой Эрмитажа является то, что со всеми строителями нужно успеть построить задуманное до того момента, пока они не обанкротились или их не закрыли за какие либо бюджетные растраты.
У Эрмитажа получилось пространство открытое на Дворцовую площадь, для людей, гуляющих там. Входов много, первый этаж стал общественным пространством, форумом, куда можно просто зайти без обязательств посещения музея — попить кофе, купить сувениры, переждать наш традиционный петербургский дождь. Здесь всегда размещаются временные выставки.
Это место для препровождения времени. Пока не очень много народа заходит, поскольку люди не привыкли к тому, что музей — общественное пространство. Для оживления жизни, когда Эрмитаж минируют телефонные хулиганы, всех приглашают по Эрмитажным билетам пройтись по музейным залам Главного штаба, а затем можно вернуться обратно.
Эрмитажники пока не придумали, как называть эти пространства. Сейчас проходит конкурс. По мнению директора Государственного Эрмитажа М. Б. Пиотровского, пусть это будет называться Восточное крыло: ведь если посмотреть на макет здания, оно похоже на птицу, устремленную к Ангелу на шпиле Петропавловки. Даже Центральная ось, проложенная по анфиладе залов, указывает на это.
Сам по себе Главный штаб — выставка, пока недооцененная зрителями. Это блестящий образец использования исторических зданий для музейных нужд.
Сейчас экспозиция ещё формируется, здесь есть такие пространства, использование которых ещё не до конца освоено. Небольшие вкрапленные музеи создают своеобразную атмосферу скорее всего 19 века с некоторыми элементами современного искусства. За два с лишним часа мы смогли пройти через знакомые и не очень залы.
Для меня почему то особенно повлияло посещение залов Министерства иностранных дел Российской Империи. Мне казалось, что именно в этих залах началась история дуэли и гибели Пушкина.
Очень интересна и Церковь Благоверного князя Александра Невского, где Александр Сергеевич приносил присягу перед поступлением на службу в МИД. Сюда ведёт отдельная лестница с Мойки, по которой раньше могли в неё заглянуть все жители Петербурга. Церковь освящена, в ней иногда проводятся богослужения.
В экспозиции Министерства финансов Российской Империи мы не могли не остановиться перед редчайшей монетой, которая была выпущена в междуцарствие в 1825 году с изображением Константина Павловича, который отказался от трона.
Обновлённая экспозиция Галереи памяти Сергея Щукина и братьев Морозовых с воссозданным Музыкальным салоном из московского особняка Ивана Морозова показалась мне немного потеряной от отсутствия картин из ГМИИ.
Но очень порадовало то, что знаменитые картины Анри Матисса с переездом на 4 этаж получили несколько другой, лучший вид с изменением цвета окраски стен.
Экспозицию западноевропейского искусства XIX века (Германия, Австрия, Голландия, Бельгия) и не имеющая равных за пределами Германии коллекция полотен Каспара Давида Фридриха, 250-летие которого будет отмечаться в 2024 году, мы проскочили быстро — в юбилейный год будет создана специальная выставка художника.
Остановились мы и перед новым приобретением Эрмитажа — картиной «Остров мертвых» Арнольда и Карло Бёклиных. Мне показалось сначала, что я её видела. Да, это было точно, но раньше ее экспонировали как картину из частной коллекции, а сейчас она стала собственностью музея.
Новым для меня стали залы салонной живописи, предшествующие залам импрессионистов. Нужно будет туда вернуться, поскольку темп экскурсии был огромный.
Все с нетерпением ждали подъёма на чердаки под сводами Триумфальной арки Главного штаба. Увы, я ожидала большего, поскольку года три назад была там, мы выходили на крышу, стояли рядом с колесницей. Вы наверняка знаете, что арок две : одна открывается на Дворцовую площадь, а вторая выходит на Большую Морскую. Нас сейчас привели на вторую. Там проложены аккуратные мосточки, видно и купол одного из залов, изгибы самой арки.
Сейчас на экспозиции можно послушать интересный рассказ Пиотровского, записанный на видеостене, о реставрации Главного штаба, посмотреть находки археологов, почувствовать дух 18 века. И это здорово. Сюда можно попасть три раза в неделю по отдельному билету.
Для того, чтобы ощутить этот современнейший музей России нужно провести здесь не три часа, как у нас получилось, а гораздо больше, здесь много мини выставок, от которых вы с трудом оторветесь. А если пойдёт дождь, просто приходите попить кофе и почувствовать этот неповторимый дух имперского Петербурга, но 21 века.