Когда вы входите в Российский этнографический музей, первое, что предстаёт перед вами — огромный зал с высоченным потолком. Высота свода в нём составляет 17 метров; 28 колонн на галерее, каждая весом 24 тонны, сделаны из монолитных мраморных блоков; стены, пол, карнизы и ступени выложены плитами из этого же камня, искусно подобранными по рисунку. В.Ф. Свинин, проектировщик корпуса, сам наблюдал за подготовкой материала и его укладкой.

Работы по подготовке мрамора вы можете увидеть на огромном фризе, который опоясывает зал. На нем изображены люди всех национальностей, населявших Россию перед Первой мировой войной. Здесь и русские, освобождённый от оков крепостничества, и украинцы в национальной одежде и со своими музыкальными инструментами, и евреи со скрипочкой.

Здесь прибалты и поляки, пусть они и не признают, что жили в России. Все это слева. Прямо — часть фриза, рассказывающая о народа Кавказа. Справа — народы Азии, как Северной так и Южной. Впервые столкнулась с такими формулировками. Но они очень точно отражают географию страны. Протяжённость фриза 96 метров.

 

А вот это новое для меня. Cогласно проекту, в центре зала предполагалось установить бронзовую статую Александра III работы скульптора М. Я. Харламова. Она была изготовлена и даже установлена. Но наступил 1918 год и под руководством того же Харламова статую переплавили. Пушки говорили громче.

Но я бы была не я, если бы не мечтала забраться под потолок. Сейчас туда организовывает специальные экскурсии. Группы не более 5 человек 14+ по предварительной записи. Лестницы сложные для возрастных групп туристов.

Все одевают каски и поднимаются туда, откуда виден и потолок, и механизмы для подъёма люстр для очистки. Зал со световым потолком: такие были распространены в конце 19-го и начале 20-го веков. Однако здесь не стеклянные, а хрустальные плиты с двуглавым орлом, дубовыми ветвями: как символ вечного могущества.

Хрустальные пластины потолка монтировали сотрудники известной ювелирной фирмы Хлебников и сыновья. Так вот, специалисты, которые выполнили очень сложную работу, решили тайно оставить память о себе, и буквально нацарапали автограф. Его обнаружили только в 2011 году во время реставрации.

Здание ещё интересно тем, что все здесь выполнено из отечественных материалов. Помогла этому Мировая война или уже тогда думали об импортозамещении, я не знаю. Но архитектор Василий Свиньин выполнил здание как гимн империи. К работе пригласили только отечественных специалистов, они использовали материалы, добытые на родной земле. Кирпич предоставила известная в то время фирма Иван Поршнев, стальные конструкции – Металлический завод на Арсенальной набережной.

В Российском этнографическом музее есть особый отдел под названием «комната сейф». «Бронированная комната», «комната-сейф», «Особая кладовая» — так на протяжении столетия менялось название этой небольшой части Российского этнографического музея, снабжённой внушительными сейфовыми замками, бронированными ставнями и дверьми, за которые не так-то просто попасть даже его сотрудникам.

Эта «бронированная кладовая» сейчас именуется как «Особая кладовая». Помещение предназначено для хранения чрезвычайно ценных экспонатов. К примеру, здесь собраны дары дому Романовых — это кавказское оружие, отделанное серебром; буддийские культовые предметы; роскошное, сверкающее золотом и драгоценными камнями оружие и конское убранство из подарков эмира бухарского. Никогда не думала, что в Петербурге так много следов этого человека, дружившего с царской семьёй, построившего мечеть на Петроградской и умершего в изгнании в Афганистане. Помещение не очень большое, но сокровища там собраны очень интересные и по своей истории, и по их разнообразию.

Еще теперь можно выйти во внутренний двор, где растут яблони и находится корпус, построенный самим архитектором Карлом Росси, хотя замысел его не был доведен до конца. В этом двухэтажном здании жили и работали Лев Гумилев и Юрий Кнорозов.

Это все экскурсии летнего цикла, так что не теряйте время, обязательно сходите на эти необыкновенные прогулки по тайным местам Этнографического музея

 

#этнографическиймузей

#особаякладовая