Не являясь знатоком творчества М. Горького и помня Вассу от Инны Чуриковой, я весь первый акт новой постановки Молодежного театра на Фонтанке «Васса (Мать)» провела в недоумении. О чем речь, где революция?
Оказалось, театр воспроизвел на сцене первую редакцию, где не дочери, как во втором варианте, а сыновья Вассы требуют от неё всего, чем они должны были бы владеть. Но в первую очередь им хочется свободы. Свободы от матери, свободы выбора пути, свободы от рамок. А это могут предоставить только деньги. И этим спектакль очень современен — ведь во многих олигархических семьях нынешней России такой же подход — только деньги, остальное гори синим пламенем.
Но даже в этой сумятице требований видна фигура, которая может подхватить выпадающее знамя — тоже женщина, дочь Анна. Даже на сцене она имеет вид современной бизнес леди — брючный костюм, модные балетки. Не забудьте, что это 1910 год. Она пытается как то, пусть интригами, собрать всех за общим столом, который является основой всей сценографии. Но ей мешает какая то тайна, которая известна матери. И до тех пор, пока она не уничтожит документ, хранящий у Вассы, ей приходится терпеть. Но в заключительном сцене она уже вот главе стола, сохранив с помощью интриг все в руках матери, то есть ныне в своих.
Игра артистов потрясающая. Каждый и своим костюмом, и жестами и реплика — весь в роли, стараясь донести и ужас своего положения, и невозможность из него выйти без какого то насилия.
Та трагедия, которая разворачивается перед глазами, заставляет вжаться в кресло, замереть и ждать, чем все закончится.
Премьерные показы 19 и 20 мая. Два действия — 1.30 и где-то побольше часа. Из театра вышли в районе 22.30 и практически всю дорогу молчали. Спектакль требует осмысления.