Я давно слышала от музее космонавтики в Петропавловской крепости, но впервые посетила его года два на презентации туристического маршрута по космическим городам России — Калуга, Звёздный городок и т. п. Именно в этот момент у меня зародилась шальная мысль, что  основоположником Отечественной космической отрасли является не распиаренный Сергей Павловичм Королев, а Валентин Петрович Глушко. Нет, я понимала, что СП создал ракету, а ВП ЖРД, но куда они могли деться друг без друга. Тем более, что после ухода СП Валентин Петрович сделал и лунную программу и Энергию — Буран. Но предложить в 1929 году (!) проект  межпланетного корабля «Гелиоракетоплан» — это выше моего понимания. И ведь  Газодинамическая лабораторич в Петропавловской крепости  — это прообраз НПО «Энергомаш» им. Глушко.

Сегодня в музее открылась выставка, посвященная второму ленинградскому космонавту  Сергею Крикалёву. Его звал космос

 

Закончив школу, он хотел ехать в Москву для поступления в Бауманский институт, но случайно узнал, что в нашем Военмехе есть аналогичные специальности, а первый космонавт из нашего города Георгий Гречко именно его и окончил. Специальность, официально объявленная в справочнике для поступающих в ВУЗы официально звучала как «инженер летательных аппаратов». На иносказательном языке тех лет под «летательными аппаратами» понимались ракеты.

Но уже тогда вся космонавтика практически была сосредоточена в Подмосковье. Дипломную работу Сергей Крикалёв делал в НПО «Энергия», поэтому выбор места работы по распределению был очевиден.

С 14 сентября 1981 года он стал работать инженером ГКБ НПО «Энергия»,  разрабатывал инструкций для космонавтов, корректировал бортовую документацию для орбитальной станции «Салют-7» и транспортного корабля снабжения, то есть изначально Сергей занимался обеспечением полётов

После потери связи с «Салютом-7» был в группе по разработке методики полёта к неуправляемой станции, которую отрабатывал в технологическом экипаже вместе с Александром Викторенко на земле

2 сентября 1985 года решением Государственной межведомственной комиссии он был отобран в отряд космонавтов НПО «Энергия». С ноября 1985 по октябрь 1986 года проходил общекосмическую подготовку. 28 ноября 1986 года ему присвоена квалификация «космонавт-испытатель». С 1986 по март 1988 года Сергей Крикалёв прошёл подготовку по программе «Буран» в составе группы и в условном экипажем. Увы, проект был закрыт.

Так начался его путь к званию  шестьдесят седьмого  космонавта СССР, совершившего 6 полётов, в том числе на на американских шатлах и МКС.

Крикалёв является обладателем рекорда по суммарному времени пребывания в космосе — 803 суток, он один из четырёх людей, удостоенных одновременно  званий Герой Советского Союза и Герой России

На момент первого полёта Сергею Крикалёву было 30 лет.

Каждый полет был просто уникальным

Второй полет был знаменит тем, что их «забыли»  в космосе — улётев из СССР, Крикалёв вернулся уже в Россию.

Третий — первый совместный  американо-российский полёт на корабле многоразового использования, шаттле Discovery.

В одном видеоинтервью Крикалёву задали вопрос: тяжело ли ему было в этом полёте — непривычная обстановка, совершенно другая техника, коллеги все иностранцы, чужой язык… Ответ был неожиданным: «Так ведь и им было непросто!»

После полёта он вернулся к своей работе в России, но  периодически направлялся в командировки в Космический центр имени Линдона Джонсона в Хьюстоне, чтобы работать в Центре управления полётами с Поисково-спасательной службой в ходе совместных американо-российских полётов.

Пятый полет ознаменован тем, что он встретил в космосе 21 век.

Чем ещё знаменит Сергей? Он не побоялся высказать несогласие  с проектом съёмок на МКС коммерческого фильма «Вызов» с Юлией Пересильд и Климом Шипенко. Что ж, здесь я с ним согласна.

27 августа почетному гражданину Санкт-Петербурга исполнилось 65 лет. Именно этому и посвящена выставка в музее космонавтики. Там много занятых экспонатов, о которых Сергей даже трудом вспоминал и внимательно разглядывал.

Пожелаем ему все же оставит следы на пыльных тропинка далёких планет. Я не смогла задать ему вопрос о станции Луна-25. Уверена, он так же, как и я, очень расстроен тем, что увы, не долетела. В глазах у него даже застыла какая то грустинка… Из за этого? Не знаю. Но у нас ещё все впереди!