Дойдя до Берлина и получив самые высшие воинские награды, этот человек стал монахом и настоятелем одного из самых крупных российских монастырей, но воином быть не перестал. Всю жизнь он сражался с глупостью и невежественностью, и всегда побеждал. А еще до конца своих дней он оставался художником, хранителем и собирателем культурных ценностей, за что его даже называли «псковским Третьяковым»

Архимандрит Алипий (в миру Иван Михайлович Воронов) внес значительный вклад в русскую культуру и историю. Для Русской Православной Церкви он – подвижник, трудами которого возродилась древняя обитель — Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь.

Иван Михайлович даже на войне держал кисть и карандаш в руках. В 1946 году в Москве состоялась его персональная выставка

Архимандрит Алипий смог вернуть сокровища, вывезенные в 1944 году нацистами из монастырской ризницы. По сохранившимся документам, это были несколько сотен предметов, запакованные в 4 ящика. Многолетние поиски настоятеля не давали результатов, пока в 1968 году Алипий не обратился к общественности. В газете «Советская Россия» была опубликована статья «Где сокровища Печорского монастыря?», после чего поисками занялись множество людей. В результате обнаружили печорские сокровища в ФРГ. Помог в этом местный фермер, а по совместительству детектив-любитель Георг Штайн. Оказалось, что ценности хранились все эти годы в запасниках музея икон города Реклингхаузен. В мае 1973 года монастырские ценности были возвращены. После их описи оказалось, что в нашу страну вернулась коллекция огромной стоимости — всего 620 произведений искусства из золота и серебра, относящихся к середине XVI — началу XX столетия.

Не менее важна роль отца Алипия как собирателя уникальной коллекции живописи и графики, которая пополнила фонды ведущих музеев страны. В 1974 году отец Алипий решил передать в дар Русскому музею около 50 произведений русской части своего собрания.

Из числа поступивших в составе дара отца Алипия больших полотен прославленного мариниста Ивана Айвазовского на выставке можно будет увидеть картины «Утро на морском берегу. Судак» (1850-е) и «Корабли в бурном море. Восход солнца» (1871). Они дополнили обширную коллекцию произведений Айвазовского в Русском музее. Самое значимое место в коллекции отца Алипия занимают представленные на экспозиции произведения Василия Поленова. Поступление в Русский музей живописных эскизов и двух законченных полотен – «Мечты (На горе)» (вторая половина 1890-х — 1900-е) и «Возвратился в Галилею в силе духа» (1890 – 1900-е) – значительно обогатило музейное собрание произведений, относящихся к живописному циклу «Из жизни Христа», над которым художник работал в течение 1890 – 1900-х годов.

Благодаря дару отца Алипия в коллекцию Русского музея вошли и произведения авторов, чьи имена почти неизвестны, и изучение их наследия имеет особое значение для истории русского искусства. Это, например, Митрофан Верещагин, представитель династии пермских иконописцев и живописцев («Доверие Александра Македонского к врачу Филиппу во время тяжкой болезни» (1870).

Всего несколько месяцев не дожил архимандрит до открытия выставки выставки «Русская живопись и графика XVIII-XX веков из собрания И.М.Воронова» в Русском музее. Я понимаю, что в те годы нельзя было упоминать его имя в качестве дарителя

И вот сейчас в Картинной галерее архимандрита Алипия (Воронова) Свято-Успенского Псково-Печерского мужского монастыря открыта экспозиция «Коллекция архимандрита Алипия. К 550-летию Псково-Печорского монастыря».

 

На ней представлены 22 произведения искусства XVIII-ХХ веков из числа переданных в дар Русскому музею. Из числа поступивших в составе дара отца Алипия больших полотен прославленного мариниста Ивана Айвазовского на выставке можно будет увидеть картины «Утро на морском берегу. Судак» (1850-е) и «Корабли в бурном море. Восход солнца» (1871). Они дополнили обширную коллекцию произведений Айвазовского в Русском музее. Самое значимое место в коллекции отца Алипия занимают представленные на экспозиции произведения Василия Поленова. Поступление в Русский музей живописных эскизов и двух законченных полотен – «Мечты (На горе)» (вторая половина 1890-х — 1900-е) и «Возвратился в Галилею в силе духа» (1890 – 1900-е) – значительно обогатило музейное собрание произведений, относящихся к живописному циклу «Из жизни Христа», над которым художник работал в течение 1890 – 1900-х годов.

 

Русский музей и Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь подписали соглашение о создании Культурно-просветительского и выставочного центра «Русский музей – Печоры», будет организована работа информационно-образовательного центра «Русский музей: виртуальный филиал».

Туристическое лето ещё не кончилось. Не забудьте заехать в Печоры

 

Фото предоставлены пресс службой Русского музея