Пришло приглашение от театра Шаляпина… Сначала не поняла, а потом дошло: это друзья из Мюзик холла приучают к тому, что они теперь имеют другое, более солидно название. И хорошо, что начали сейчас, пока в здании Народного дома в Александровском парке идёт ремонт. В процессе его там уже демонтировано все, что не представляло исторической ценности — остались практически одни наружные стены. Вскрыт подвал и готовятся к забивке свай — театр уходит под землю гардеробом и туалетами. Но процесс не останавливается только стенами. На площади стоит закладной камень памятника великому певцу, и сейчас идёт открытый конкурс, где предстоит выбрать, как будет выглядеть Фёдор Иванович. Да и об обустройства площади вокруг него надо подумать. Очень рассчитываю, что горожане смогут сказать свое слово при обсуждении всех проектов.

А пока… Театр пытается приспособиться к имеющимся площадям. Значительный ремонт идёт в англиканской церкви на Английской набережной.

Она была создана в первой половине XVIII века как особняк Шереметева и перестроена Джакомо Кваренги в 1815 году под религиозные нужды. Вплоть до 1919 года помещение было занято общиной Церкви Англии. В советские времена там размещалось городское экскурсионное бюро.

Сложностей много. Последний раз орган звучал там в 1920-х годах. А орган этот необычный, единственный в России, созданный на британских островах британским мастерами. По отзывам слушателей тех времен у него было медово — золотистое звучание, хотя некоторые считали его сверкающе-огненным, а кто то просто серебристым. Сначала предполагалось, что его ремонтом займутся после реставрации интерьеров и приспособления зала для концертов. Но было принято правильное решение : демонтировать его и начать восстановление. То количество деталей, которыми он обладает не поддаётся оценке. Некоторые считают, что их 2 тысячи, некоторые что 30000 — ведь много мелких деталей типа винтиков, а они тоже исторические.

Очень интересна система игры на этом органе. Всего три человека одновременно должны быть около него. Один из них тот, который вручную накачивает воздух в меха — огромная конструкция из деревянных плит и кожаных деталей, такая огромная подушка, которая надувается вращение колеса.

Трубы есть деревянные и металлические, маленькие и огромные. Некоторая сложность с металлическим трубами — они из специального сырья и их сейчас изготавливают за границей.

Деревянные восстанавливают отечественные мастера. Некоторые мы услышали, но весь ансамбль можно будет вкусить только после установки в зале.

К этому моменту должны быть готовы все витражи, всего их 15.

Они созданы Робертом Т. Бэйном (фирма Heaton, Butler and Bayne) в 1880 году и являются единственными в России образцами английского витражного искусства конца XIX века. Они изготовлены в техниках «витражи Тиффани» и «живопись на стекле».

У многих из них были значительные утраты, но, применяя современные технологии, удалось восстановить их и подготовить к размешению в зале. А это не просто. Они заключены в свинцовые рамы, что делает их тяжёлыми, поэтому каждый витраж состоит из нескольких частей.

Сейчас реставраторы работают над копией работы Рубенса «Снятие с креста», украшавшую основной зал Англиканской церкви. Началось все со снятия лакового покрытия — только после этого можно было увидеть весь колорит и утраты живописи. Копия изготавливалась неизвестным автором специально для церкви — её отличают от картины Рубенса размеры и округлая форма верха картины. За то время, пока она размещалась в незащищённым от посетителей зале, произошла и прорывы холста, и огромное количество загрязнений. Сейчас картина практически готова, до размещения в новом концертном зале театра Шаляпина её завернут на вал.

Когда же, когда мы услышим концерты, звучание органа, увидим всю красоту отреставрированного зала? К Рождеству 2024 года вряд ли успеют с подписанием всех документов и переездом. Поэтому будем ориентироваться на Пасху 2025 года. Почему именно эти праздники? Дух зала заставляет. Ведь это все же церковь