«Дорогой жизни шел к нам хлеб,

дорогой дружбы многих к многим.

Еще не знают на земле

страшней и радостней дороги.»

О.Ф. Бергольц «Ленинградская поэма»

 

На Финляндском вокзале Санкт-Петербурга ОАО «РЖД» совместно с Комитетом по культуре и туризму и информационно-туристским центром Ленинградской области презентовали пригородный электропоезд «Ласточка», посвященный 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Каждый из пяти вагонов поезда, ставшего путеводителем по истории блокады Ленинграда, раскрывает одну из тем жизни ленинградцев в то страшное время: быт, медицину, культуру, искусство, промышленность.

Маленькую ласточку из жести я

носила на груди сама.

Это было знаком доброй вести,

это означало: «Жду письма».

Этот знак придумала блокада.

Знали мы, что только самолет,

только птица к нам, до Ленинграда,

с милой-милой родины дойдет.

Ольга Бергольц

И это очень символично, что поезд называется Ласточка. Когда наши альпинисты проводили укрытие шпиля Петропавловской крепости, под чехлом, чуть ниже шпиля под карнизом, оказались жилые гнезда ласточек. Верхолазы снова принялись за дело: распороли чехол снизу и затем зашили его выше гнезд. Обессилевшие люди потратили дополнительно несколько часов, чтобы спасти птенцов от голодной смерти. Так они стали символом жизни блокадного города

Организаторы выставки привлекли множество соорганизаторов — это и музеи, в том числе школьные и архивы. Наверное поэтому мы ознакомились со множество фактов, которые были скрытым от нас за пеленою лет. Здесь я привожу множество статистических данных, которые всегда являются отражением истории. И хорошо, что находятся энтузиасты, которые хотят донести все это до нынешнего поколения. Если не захватит история, просто пролистайте. Но, надеюсь, вам будет интересно

И вот некоторые цифры

850 тыс. тонн грузов было доставлено в город по воде в навигацию 1941-42 гг.

из которых 398 тыс. тонн продовольствие для осажденного города

106 тыс. тонн уголь

150 тыс. тонн горюче-смазочные материалы

89 тыс. тонн боеприпасы для защитников города

535 479 человек вывезено по воде

960 лошадей обслуживали «Дорогу жизни»: первым по ней провёл именно конный санный обоз.

За период войны в городе 649 раз подавался сигнал воздушной тревоги и 3027 сигналов об артиллерийских обстрелах.

173 раза Ленинград подвергался бомбардировкам с воздуха в период блокады

617 дней город обстреливала вражеская тяжелая артиллерия

НА ГОРОД БЫЛО СБРОШЕНО:

около 5 000 фугасных авиационных бомб

более 100 000 зажигательных авиабомб разного калибра

до 150 000 учтенных разрывов крупных артиллерийских снарядов в черте города

более 3000 зданий разрушено за время блокады

около 7000 зданий повреждено

 

Метро в то время в Ленинграде еще не было; под бомбоубежища в основном приспосабливались подвалы каменных зданий.

На открытых местах рыли земляные щели, как, например, на Марсовом поле, в садах, скверах, парках.

Свыше 370 тысяч погонных метров траншей-щелей вырыто к 20 августа 1941 г. в Ленинграде и пригородах

Более 750 тысяч человек могли укрыться в них

Свыше 4,6 тысяч бомбоубежищ сооружено

Более 800 тысяч человек могли укрыться в этих бомбоубежищах

Но Непокоренный город жил

«Мы съели хлеб, что был отложен на день,

в один платок закутались вдвоем,

и тихо-тихо стало в Ленинграде,

Один, стуча, трудился метроном»,

О. Бергольц, «Февральский дневник»

 

ОДИН ИЗ БЛОКАДНЫХ РЕЦЕПТОВ ОСНОВЫ ДЛЯ ХЛЕБА (рецепты постоянно менялись, так как состав зависел от того, что именно завезли хлебопекам)

45% Мука ржаная низкого качества

10% Солод

5% Мука соевая

15% Пищевая целлюлоза

10% Отруби

10% Подсолнечный жмых

5% Обойная пыль (то есть мука, соскобленная со стен мукомольных цехов)

Даже в этих тяжелейших условиях с января по июнь 1942 года было выпущено

14 танков

280 минометов

5314 автоматов

275 станковых пулеметов

144 000 литров крови сдали ленинградцы для спасения раненых с фронта.

228 993 человека сдали кровь Ленинграде во время блокады

1/5 донорской крови и кровезамещающих растворов были заготовлены именно в блокадном Денинграде

Ленинградцы зачастую отказывались от денежного вознаграждения, и вносили в фонд обороны средства на постройку нескольких самолетов и танков

При этом в осажденном Ленинграде продолжали работать родильные дома

Всего за период с 1941 по 1944 гг. в Ленинграде родилось 95 903 младенца, в том числе в условиях полной блокады 76 923 (40 424 мальчика и 36 469 девочек).

В период с ноября 1941 г. по апрель 1942 г. увеличился рост числа родов на дому. Поэтому со второй половины 1942 г. организована профилактическая госпитализация беременных задолго до родов.

В декабре 1941 январе 1942 года в Ленинграде находилось не менее 300 детских садов с более чем 30 тысячами детей. 39 ШКОЛ ПРОДОЛЖАЛО РАБОТУ. С декабря 1941 года детям в школах стали выдавать доп.паек, не вырезая талонов из карточек, «дрожжевую болтушку» теплую воду с дрожжами.

В январе 1942 года в школах, где не прекращались занятия, были объявлены каникулы. И в эти дни, когда население города страшно голодало, в школах, театрах, концертных залах для детей были организованы новогодние елки с подарками и обедом.

В июне 1942 г. для школьников проведены экзамены. Требования были высокими, но большинство получили отличные и хорошие оценки. А 3 июля 1942 года во Дворце пионеров состоялся выпускной бал десятиклассников. Школу в первый блокадный год окончили 542 выпускника. Каждый восьмой с отличием, с золотой каемкой, как тогда говорили. Каждый из них получил подарок и книгу с надписью: «Окончившему полный курс школы … в Ленинграде в 1941/42 году в годы Отечественной войны и блокады».

В созданных 1941 – 1942 гг. 753 тимуровских командах успешно работало 12800 пионеров

Зимой 1941-1942 гг. в домохозяйствах действовало 55 боевых пионерских дружин, которые принимали самое активное участие в сказании разнообразной помощи фронту, госпиталям, детским домам, ослабевшему населению, военкоматам, райсоветам..

Дети работали на производства, вступали в ряды МПВО.

Свыше 15 тысяч детей награждено медалью «За оборону Ленинграда»

За 1941-43 гг вывезено из города более 377 тысяч детей до 16 лет

И музы не молчали

Дата ленинградской премьеры Седьмой симфонии — 9 августа 1942 года была выбрана неспроста. Именно на эту дату руководством Германии был назначен бал по случаю взятия Ленинграда в гостинице «Астория», которая находилась прямо напротив немецкого посольства. Композитор Д.Д. Шостакович закончил Симфонию №7 в декабре 1941 года уже в эвакуации.

Исполнить произведение предстояло оркестру Ленинградского радиокомитета под управлением Карла Элиасберга. Самой суровой блокадной зимой музыканты не собирались и не выступали, репетировать начали лишь в марте 1942-го. С фронта в оркестр вернулись тромбонист и валторнист, флейтиста на первую репетицию привезли на санках у него отнялись ноги.

В августе 1941 года практически все ленинградские театры и музыкальные коллективы исполнителей были эвакуированы. Оставались только Музкомедия и Симфонический оркестр Радиокомитета. А в октябре 1942 года родился новый Городской театр, теперь носящий имя Комиссаржевской.

Спорт в блокадном Ленинграде был одним из способов поднятия морального духа и повышения физической подготовки жителей. В городе организовывались различные соревнования, матчи среди футболистов. и хоккеистов, а также лыжные. конькобежные и легкоатлетические кроссы.

А теперь перенесём я в январь 1943 года. Блокада прорвана. Нужно срочно строить на освобождённой территории пути

И можете себе представить, что за 18 дней была построена железнодорожная ветка, которую назвали «Дорогой Победы»

Это

33,4 км железнодорожного пути

2 моста через Неву длиной 1300 и 852 метра

3 железнодорожные станции

20 малых и средних мостов и труб

2 пункта водоснабжения и линия связи

4-5 км дистанция от переднего края противника до строительства

Под руководством профессоров ДИИЯТ (совр. Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра 1) Я. М. Гаккеля и А. Е. Алексеева была создана передвижная установка-энергопоезд, который использовался при строительстве свайно-ледяной эстакады через Невскую губу Ладожского озера.

2 февраля 1943 года прошёл первый пробный поезд.

5 февраля 1943 года по построенной дороге прошел первый поезд с танками.

7 февраля 1943 года пришёл поезд с продовольствием для Ленинграда.

Строительство дороги позволило обеспечить доставку для Ленинграда и фронта 15-20 тысяч тонн груза ежедневно

7 февраля 1943 г. в 10 часов 09 минут к перрону Финляндского вокзала подошел первый прямой поезд с «Большой земли». Состав с продовольствием провела по железнодорожной трассе бригада паровоза Эу 708-64 депо Волховстрой в составе: машинист И.П.Пироженко, помощник машиниста В.С. Дятлев, кочегар И.А.Антонов, главный кондуктор Ф.И. Кудряшов. Сопровождали поезд уполномоченный НКПС В.М. Виролайнен и начальник Волховстроевского отделения паровозного хозяйства А.М. Алексеев.

Самым ощутимым и зримым результатом установившейся железнодорожной связи Ленинграда с Большой землей был хлеб. Рабочие важнейших заводов стали получать 700 граммов хлеба, служащие и дети- 500 граммов.

Даже усилившийся огонь по городу из осадных орудий не мог погасить радость в глазах женщин, несущих домой новый паек

Одновременно с хлебом в Ленинград пришел поток писем. В них были и нежность, и слезы, и почти в каждом вопрос: «Когда можно вернуться в родной город?».

И вот мы опять вернулись к Ленинградской ласточке.

После пресс-тура по тематическому составу в память о годовщине со дня прибытия в Ленинград первого поезда после прорыва блокады на перроне вокзала была представлена театрализованная реконструкция встречи легендарного ретросостава на паровозной тяге.

Позднее мероприятие перенеслось на станцию Ладожское Озеро, где в годы войны начиналась знаменитая Дорога жизни – единственная транспортная магистраль через Ладожское озеро, которая связывала блокадный Ленинград со страной с сентября 1941 года по март 1943 года. Путешествие гостей на станцию состоялось в новом электропоезде «Ласточка». Скоро Ласточка полетит по разным городам Северо-Запада, чтобы рассказать о беспримерном подвиге защитников Ленинграда.

Участники возложили цветы к Монументу «Разорванное кольцо». У многих на глаза были слезы.

В годы войны в городе без разрешения Ленинградского фронта запрещено снимать, поэтому фотокорреспонденты блокады, сделавшие снимки в сложнейших условиях, известны поименно. На сегодняшний день более 10 000 снимков о блокаде хранится в различных музеях и архивах Санкт- Петербурга. В поезде вы можете за время пути рассмотреть эти немые свидетели истории.

 

Фото Владимира Желтова