Вошли и сердце дрогнуло…
Жестоко зияла смерть, безлюдье, пустота…
Где лебеди? Где музы? Где потоки?
С младенчества родная красота?
Где наши люди наши садоводы,
лелеявшие мирные сады,
где их благословенные труды
на счастье человека и природы?
И где мы сами прежние, простые,
доверчиво глядевшие на свет?
Как страшно здесь…
Печальней и пустынней селения,
наверно, в мире нет.
…И вдруг в душе, в ее немых глубинах,
опять звучит надменно и светло:
«Все те же мы: нам целый мир чужбина,
Отечество нам Царское Село»…
Берггольц О. Ф.
Эти стихи — как эпитет, как взгляд оттуда, из 1944 года.

Страшная и упрямая вещь — статистика. На выставке «Пушкин. Освобождение» , открывшейся в музее-заповеднике «Царское Село», нам рассказали, что на момент начала Великой Отечественной войны население города Пушкина составляло 65 тысяч человек. На момент начала оккупации оставалось около 35 тысяч — кто то уехал, кто то ушёл на фронт. И вот подумайте о следующей цифре — 200 человек. Столько жителей осталось в городе на дату его освобождения, 24 января 1944 года — большую часть населения выселили в первые месяцы, множество жителей погибло от голода или было расстрелян. Потери человеческие, потери дворцов — несравнимые понятия, но они говорят о многом.

С первых дней войны до середины сентября 1941-го велись непрерывные работы по консервации архитектурных памятников и эвакуации музейных экспонатов. Многие уникальные художественные коллекции были спасены их отправили в глубь страны или перевезли в Исаакиевский собор. Оставшиеся ценности укрыли в подвалах Екатерининского дворца, значительную часть скульптур «захоронили» в парке.

17 сентября 1941 года началась оккупация города Пушкина немецко-фашистскими захватчиками. На территории дворцов и парков в 1941-1943 годах размещались воинские подразделения вермахта, СС и испанской «Голубой дивизии».

Символично, что некоторые из противостоявших фашистам наших военачальников имели опыт гражданской войны в Испании в 1936-1939 годах. О таких боевых заслугах командира освобождашней город 85-й стрелковой дивизии полковника Введенского свидетельствует врученная ему в 1967 году медаль «Участнику национально-революционной войны в Испании»

Оккупанты приспособили дворцы для своих хозяйственных нужд. Например, на первом этаже Екатерининского дворца располагалась конюшня. Как оказалось, конная тяга очень активно использовалась в немецкой армии для перевозки снарядов.

На выставке представлено множество фотографий того, во что превратили оккупанты Пушкин. Это и собственные архивы, и подарки от неравнодушных горожан. Среди них Баир Иринчеев , который на церемонии открытия сделал очередной дар, а в витрине лежит ранее принадлежавший ему же альбом. Как оказалось, на аукционах довольно часто попадаются отпечатки тех фото, которыми оккупанты хвастались перед своими родными.

Перед уходом из Пушкина фашисты заминировали дворец. В подвале была обнаружена огромная авиабомба. Под сводами Камероновой галереи две другие 250-килограммовые бомбы, соединенные шнуром. Шнур тянулся дальше в парк, под снегом до самого Грота. Здесь часовой механизм адской машины должен был включить ток. Не успел! Наши солдаты, проследив направление шнура. извлекли его из под снега у лестницы Камероновой галереи, перерезали, предупредив чудовищный взрыв.

Линия фронта на протяжения более двух лет почти не меналась, несмотря на ожесточенные бои и попытки советского командования взять опорные пункты противника на подступах к Пушкину. Освободить город удалось в ходе операции «Январский гром», бои за город шли с 15 по 24 января 1944-го. Чтобы сохранить уникальные дворцовые постройки, город было решено окружать, не ввязываясь в уличные схватки. Для этого было необходимо взять ряд ключевых населенных пунктов в частности, станцию Александровская, за которую развернулись особенно жестокие и кровопролитные бои.

Архивные кадры фотохроники демонстрируют, что это удалось сделать благодаря опыту и героизму войск 110-го стрелкового корпуса под командованием генерала Ивана Хазова. Сам военачальник погиб спустя несколько месяцев после освобождения города Пушкина и был захоронен на территории Александровского парка, память о нем хранит поставленная в парке стела. И мы, проезжая мимо указателя «Александровская», и не знаем, что именно здесь сражались наши воины за прекрасные дворцы и парки любимого города.

Проходя мимо витрин выставки, мы видим личные вещи, документы, оружие и награды советских воинов, освобождавших город Пушкин в январе 1944-го, В их числе документы и награды участника Великой Отечественной войны в главного архитектора ГМЗ «Царское Село» Александра Кедринского, автора проекта воссоздания Екатерининского дворца. Особый интерес представляют найденные в разное время на территории парков артефакты военного времени. Как оказалось, до сих пор находят множество осколков декора, которые дают информацию о цвете и формах интерьеров. Их собирают, реставрируют и старательно устанавливают на исторические места.

Осенью 1944 г. нузейные ценности, находившиеся в Новосибирске, были возвращены в Ленинград. 25 декабря 1944 г. в г. Пушкин прибыли копленции из Сарапула. Все экспонаты пригородных резиденций оказались под одной крышей в Александровском дворце в Центральном хранилище музейных фондов пригородных дворцов Ленинграда.

1957 г. началось восстановление Екатерининского дворца. Восстановительные работы вели по проекту автора реставрации дворца архитектора А. А. Кедринского.
В 1958 г. во дворце открылась первая выставка преметов из музейных фондов, а в 1959 г для обзора были открыты первые реставрированные интерьеры Екатерининского дворца: Предхорная. Стасовский зал, Зеленая столовая, Официантская. Китайская Голубая гостиная, которые в годы Великой Отечественной войны не пострадали от пожара, но были разграблены и повреждены
В 1961-1963 г. для посетителей были открыты следующие пять залов — Камерюнгферская, Опочивальня. Живописный и Скульптурный кабинеты, Парадная лестница.
Огромной победой творческого коллектива Екатерининского дворца-музея явилось открытие в 1967 г Картинного зала.
В 1969 г. для осмотра была открыта Кавалерская столовая началась реставрация Большого зала, уникальная по сложности и объему работ.
В 2003 г. была открыта реконструированная Янтарная комната, еще через несколько лет Арабесковый и Лионский залы.

И теперь, приезжая в город, проходя по тенистым аллеям садов, давайте вспомним тех, кто смог восстановить красоту дворцов, и запишем их воспоминания — увы, свидетелей осталось совсем немного