В 2023 году Санкт-Петербургская Филармония начала проект по реставрации афиш, концертных программ и других сохранившихся документов — наглядных свидетельств исторической памяти военного времени. Они хранились в Музыкальной библиотеке. И вот работы приближаются к концу.

Сейчас в Международном Центре  реставрации в Рождествено находятся около 300 документов, работы с  которыми будут закончены к концу 2025 года. Это в основном то, что было привезены из Новосибирска, где был в  эвакуации наш ЗКР.

В блокадном Ленинграде концертировал оркестр Радиокомитета под руководством Курта Элиасберга. Деятельность Ленинградской филармонии в годы войны в осажденном городе прерывалась лишь на четыре месяца: с середины декабря 1941 по март 1942 года.

 

Уже в апреле 1942 года работа Филармонии возобновилась с новой силой: вначале в здании Театра имени А. С. Пушкина, а с 1 мая 1942 года в Большом зале. Ольга Берггольц, бессменный голос осажденного города, собирала через  объявления оркестрантов, переживших блокаду. И они потихоньку собирались.
С прорывом блокады музыкальная жизнь в Большом зале филармонии приобретает еще большую интенсивность, через линию фронта для поддержания духа ленинградцев прилетают с «Большой земли» выдающиеся артисты: Эмиль Гилельс, Давид Ойстрах, Святослав Рихтер, Павел Серебряков.

Оркестр в Новосибирске не терял связь с Ленинградом, всеми силами стремился домой. С собой они привезли бесценный груз — архив афиш, стенгазет, блокнотов — всего того, что сейчас находится в руках реставраторов. В Центре также находится удивительное свидетельство — записная книжка директора филармонии Бориса Ханса, оставшегося в городе всю войну. Практически ежедневно он фиксировал все, что происходило на его глазах.

Мы увидели, как работают волшебники — реставраторы. Для меня было совершенно удивительно, что первое, что делают с документами — их погружают в воду.

 

Её меняют, сначала это обычная проточная, затем тёплая, после этого дистиллированная вода.

И постепенно желтизна бумаги сходит на нет — это что то невероятное.

Затем их сушат на фильтровальной бумаге, потом они уже попадают в руки тех, кто приводит их в состояние, пригодное для дальнейшего использования и хранения.

Одним из элементов чистки является крошка стирательных резинок. Их натирают на терке, затем ватным слегка смоченным диском начинают процесс очищения от загрязнений.

Для каждого документа разрабатывается своя методика — для машинописных и рукописных одна, для типографских другая, для фотографий свои способы.

Финальных этапом является оцифровка всех документов для обеспечения их доступности следующим поколениям .

Первые 10 документов из реставрационного  центра будут представлены на выставке в Филармонии в конце апреля месяца.