Борис ААРОН:

Немного истории

О набатеях известно немного, ни откуда они пришли, ни как исчезла их цивилизация. Был такой народ .  О них вскользь упоминает Иосиф Флавий.  Язычники,  торговцы, водившие караваны из Аравии в Сирию, Иудею, Египет.

Этнически близки к арабам. Набатеи были  умелыми строителями, много перенявшими у греков и римлян. Во времена императора Трояна  Набатея стала восточной окраиной Римской империи.

Спустя много столетий затерянную   в горах на территории современной Иордании столицу набатеев Петру обнаружили бедуиныи, будучи людьми в бытовом плане неизбалованными, стали использовать развалины древнего города  для жилья.

Для европейцев Петра стала известна с начала 19 -го столетия, когда  в 1812 году ее обнаружил и описал  Иоганн Людвиг Буркхард, швейцарский путешественник и исследователь.  Чтобы лучше изучить местные обычаи,  Буркхард сам стал «бедуином» — изучил язык, отпустил бороду, жил в палатке, даже взял псевдоним Ибрагим ибн Абдалла.  И был вознагражден — вошел в историю как открыватель Петры — одного из чудес света. Но за свое открытие Иоганн Людвиг Буркхард и дорого заплатил — умер  молодым, в 1817 году, от дизентерии, не дожив до 33-х лет.

В 1839 году Петру посетил замечательный  шотландский художник Дэвид Робертс  ( David Roberts, 1796 — 1864).  Дэвид Робертс родился в Шотландии,  в маленьком поселке в окрестностях Эдинбурга, в весьма бедной семье.

Тем не менее, благодаря таланту и целеустремленности, Робертс стал  признанным живописцем,  подлинным мастером пейзажа, блестяще сочетающим реализм и фотографическую достоверность с романтизмом.

091

Таким увидел Дэвид Робертс «Сокровищницу Фараонов» — самый знаменитый из фасадов Петры.  (Видно, что одна из колонн сломана. В настоящее время она отреставрирована). 089.jpg

Дэвид Робертс. Петра -«Монастырь»:

088.jpg

Дэвид Робертс — «Араб из племени Бенисаид».

 

Немного современности

В Петру можно попасть по-разному. Самое простое- будучи в Эйлате, поехать в Петру на однодневную экскурсию. Два часа езды по отличным, не хуже бельгийских, иорданским дорогам, в новеньком, иорданской сборки, автобусе  («отверточная» сборка  иномарок — позор российского автопрома, но для Иордании это огромное достижение) и вы в Петре.

petra_arab

фото №1

Ну, туристский центр да без ряженых?  Никак нет!  Обратите внимание на сходство сабли этого «стражника» и араба на литографии Дэвида Робертса. Поскольку он играет набатея, то догадался не взять ружье.

petra.jpg

фото №2

Путь в Петру лежит через узкое ущелье и Сокровищница Фараонов возникает внезапно, как призрак из тысячелетий.

petra4

фото №3

Фрагменты портика.

Я не знаток архитектурных терминов, но обратите внимание на треугольник над фасадом. Вроде и похоже на древнегреческие портики,  и не совсем.
petra10

 

фото №4

Эта колоннада —  еще одно свидетельство того, что набатеи  были близко знакомы с греческой архитектурой.

petra11

 

фото №5

В ущелье много интересных барельефов и различных скульптурных композиций. Наиболее интересная, на мой взгляд- «Караван». Хорошо видна фигура погонщика и копыта верблюдов.  Так что изображение в искусстве простых тружеников — это отнюдь не изобретение соцреализма. К сожалению, «караван» сильно пострадал во время работ по расчистке ущелья от песка — ковш экскаватора практически разрушил уникальные скульптуры. Собственно, тогда их и обнаружили. Сбоку виден желоб водовода.

cheval3

 

фото №6

Идти по ущелью примерно час. Желающие могут воспользоваться местными «такси» — подобной «каретой» или просто осликом. Сразу предупреждаю — удовольствие не из дешевых.

petra13

фото №7

Все фасады Петры — это своего рода декорации. Внутри практически ничего нет — пустые помещения.

petra8

фото №8

Все это — город «мертвых» — некрополь:
petra9
фото №8

А где же «город живых»?  Где жили сами набатеи? — Жили скромно, в шатрах. Стоит ли так уж переутруждаться ради каких-то нескольких десятков лет бренной земной жизни? О вечном надо думать. Вот набатеии и думали.

Поэтому от «города живых» мало что сохранилось.

petra12.jpg
фото №9

Например, этот амфитеатр.

В заключение хочу заметить, что я не ставил целью написать подробный путеводитель по Петре, а всего лишь поделился впечатлением от интересной и познавательной поездки.

fill_arab3

фото №10: «Хозяйка пустыни».

 

фотографии и очерк — Борис ААРОН.