Борис ААРОН:
Немного истории
О набатеях известно немного, ни откуда они пришли, ни как исчезла их цивилизация. Был такой народ . О них вскользь упоминает Иосиф Флавий. Язычники, торговцы, водившие караваны из Аравии в Сирию, Иудею, Египет.
Этнически близки к арабам. Набатеи были умелыми строителями, много перенявшими у греков и римлян. Во времена императора Трояна Набатея стала восточной окраиной Римской империи.
Спустя много столетий затерянную в горах на территории современной Иордании столицу набатеев Петру обнаружили бедуины, и, будучи людьми в бытовом плане неизбалованными, стали использовать развалины древнего города для жилья.
Для европейцев Петра стала известна с начала 19 -го столетия, когда в 1812 году ее обнаружил и описал Иоганн Людвиг Буркхард, швейцарский путешественник и исследователь. Чтобы лучше изучить местные обычаи, Буркхард сам стал «бедуином» — изучил язык, отпустил бороду, жил в палатке, даже взял псевдоним Ибрагим ибн Абдалла. И был вознагражден — вошел в историю как открыватель Петры — одного из чудес света. Но за свое открытие Иоганн Людвиг Буркхард и дорого заплатил — умер молодым, в 1817 году, от дизентерии, не дожив до 33-х лет.
В 1839 году Петру посетил замечательный шотландский художник Дэвид Робертс ( David Roberts, 1796 — 1864). Дэвид Робертс родился в Шотландии, в маленьком поселке в окрестностях Эдинбурга, в весьма бедной семье.
Тем не менее, благодаря таланту и целеустремленности, Робертс стал признанным живописцем, подлинным мастером пейзажа, блестяще сочетающим реализм и фотографическую достоверность с романтизмом.

Таким увидел Дэвид Робертс «Сокровищницу Фараонов» — самый знаменитый из фасадов Петры. (Видно, что одна из колонн сломана. В настоящее время она отреставрирована).
Дэвид Робертс. Петра -«Монастырь»:

Дэвид Робертс — «Араб из племени Бенисаид».
Немного современности
В Петру можно попасть по-разному. Самое простое- будучи в Эйлате, поехать в Петру на однодневную экскурсию. Два часа езды по отличным, не хуже бельгийских, иорданским дорогам, в новеньком, иорданской сборки, автобусе («отверточная» сборка иномарок — позор российского автопрома, но для Иордании это огромное достижение) и вы в Петре.
фото №1
Ну, туристский центр да без ряженых? Никак нет! Обратите внимание на сходство сабли этого «стражника» и араба на литографии Дэвида Робертса. Поскольку он играет набатея, то догадался не взять ружье.
фото №2
Путь в Петру лежит через узкое ущелье и Сокровищница Фараонов возникает внезапно, как призрак из тысячелетий.
фото №3
Фрагменты портика.
Я не знаток архитектурных терминов, но обратите внимание на треугольник над фасадом. Вроде и похоже на древнегреческие портики, и не совсем.
фото №4
Эта колоннада — еще одно свидетельство того, что набатеи были близко знакомы с греческой архитектурой.
фото №5
В ущелье много интересных барельефов и различных скульптурных композиций. Наиболее интересная, на мой взгляд- «Караван». Хорошо видна фигура погонщика и копыта верблюдов. Так что изображение в искусстве простых тружеников — это отнюдь не изобретение соцреализма. К сожалению, «караван» сильно пострадал во время работ по расчистке ущелья от песка — ковш экскаватора практически разрушил уникальные скульптуры. Собственно, тогда их и обнаружили. Сбоку виден желоб водовода.
фото №6
Идти по ущелью примерно час. Желающие могут воспользоваться местными «такси» — подобной «каретой» или просто осликом. Сразу предупреждаю — удовольствие не из дешевых.
фото №7
Все фасады Петры — это своего рода декорации. Внутри практически ничего нет — пустые помещения.
фото №8
Все это — город «мертвых» — некрополь:
фото №8
А где же «город живых»? Где жили сами набатеи? — Жили скромно, в шатрах. Стоит ли так уж переутруждаться ради каких-то нескольких десятков лет бренной земной жизни? О вечном надо думать. Вот набатеии и думали.
Поэтому от «города живых» мало что сохранилось.
фото №9
Например, этот амфитеатр.
В заключение хочу заметить, что я не ставил целью написать подробный путеводитель по Петре, а всего лишь поделился впечатлением от интересной и познавательной поездки.
фото №10: «Хозяйка пустыни».