Сегодня в Государственном Эрмитаже открылась выставка «Мечта об Италии. Коллекция маркиза Кампаны»,  собравшая в стенах Манежа предметы искусства, которые показываются вместе впервые за 165 лет.

Маркиз был директором римского ломбарда — ключевого учреждения Папской области. Но, занимая такой высокий пост, он довольно часто запускал руку в казну для пополнения коллекции. Кроме того, он проводил археологические раскопки, где  сумел обнаружить исторические раритеты, ставшие в дальнейшем шедеврами его собрания.

Когда то единое собрание итальянского коллекционера после обвинения его в растрате было распродано за долги. Борьба за великолепные предметы искусства разгорелась нешуточная. Два императора — Наполеон III и Александр II через своих доверенных лиц как истинные торговцы то отступали, то возвращались. В результате первый директор Императорской Эрмитажа Степан Александрович Гедеонов выторговал для России » 565 вас, 139 бронз, 1 ювелирное изделие и 77 мраморов».

Наполеон III сумел выкупить 12 тысяч предметов для Лувра и других музеев Франции. Часть собрания оказалась на Британские острова, многое рассеялось среди частных коллекционеров.

Коллекция, переехавшая в Россию, положила основу Эрмитажного собрания антиков, вытеснив собрание русского искусства. Оно вошло в состав создаваемого Русского музея. Нельзя не отдать должное людям, которые перевозили покупку в Санкт-Петербург. Представьте себе, даже наш знаменитый Юпитер, который из за сложностей перевозки не покидал стены музея даже в блокаду,  когда-то входил в коллекцию маркиза. Недавно открытый зал греческих ваз — тоже часть этого собрания.

И вот впервые за многие годы Лувр подарил нам такую возможность — хоть частично посмотреть на то собрание, к которому стремились многие знатоки по рекомендательным письмам к Капмане.

Как сказал генеральный директор Государственного Эрмитажа Михаил Борисович Пиотровский, эта выставка — как три гимна. Первый гимн — это гимн античному искусству, основе нашей цивилизации. Второй гимн — коллекционерам, которые идут на любые ухищрения, вплоть до откровенного воровства, чтобы пополнить свои собрания. Ведь в любом случае их разоблачат, а коллекции станут доступны для всех. Третий гимн — это гимн сотрудничеству музеев: только по доброй воле возможна организация подобных выставок.