Для чего мы ходим в театр? Посмотреть спектакль. Но в театр «Санктъ-Петербургъ Опера» ещё стоит сходить для того, чтобы посмотреть интерьеры. Во дворец фон Дервиза труппа переехала много лет назад, и с тех пор идёт постоянная реставрация. И вот нам представили новую работу — закончены работы по воссозданию  Красной гостиной.

Раньше в тех фрагментах, которые мы видели, чувствовалась какая-то незаконченность задумки архитекторов. Оказалось, что многие годы часть её принадлежала другой организации и была отделена глухой стеной.

У гостиной, завершающей парадную анфиладу особняка, интересная конфигурация — она немного закруглена . Чем это вызвано, я не смогла выяснить, но окончательный вариант  имеет довольно необычный вид.

Перед началом работ комната была в  ужасном состоянии : многочисленные протечки, разбитый световой фонарь, повреждённые декоративные панели и паркет .

В ходе расчисток реставраторы обнаружили, что лепной декор гостиной раньше имел разделку под ценные породы дерева. Было принято решение вернуться к историческому оформлению архитектурно-художественной отделки зала, и специалистами были подобраны тон и техника отделки.

Был полностью восстановлен исторический наборный паркет,  выполненный   из тонких листов древесины разных пород. На полу изображены драконы с переплетёнными хвостами. Этот паркет достоин эрмитажных залов.

По мнению Юрия Александрова, художественного руководителя театра, гостиная обладает хорошими акустические данными, поэтому здесь, после получения дополнительных согласований, можно устраивать камерные концерты. Тем более, что худрук не смог не похвастаться новым приобретением театра — концертный Steinway уже стоит в его кабинете и готов к переезду на обустроенную сцену.

Ещё одним приобретением театра является новая арфа с  очень занятной судьбой. Когда то на ней, возможно, играла знаменитая в СССР арфистка Вера Георгиевна Дулова, ушедшая от нас на рубеже веков.

Это одна из первых восьми арф, изготовленные в стране в 1938 году. Технология изготовления была очень сложна и никогда не повторялась позднее. Судьба семи из них неизвестна. Приобретённых  инструмент перешёл по наследству родственникам одной из учениц знаменитой арфистки. Его состояние было катастрофическим и потребовало полной реставрации, которая заняла около года. Теперь мы услышали эти необыкновенные звуки, завораживающие зрителей, которые до нас донесла Елизавета Александрова.

 

Немного о планах театра на предстоящий сезон, который очень хотят начать с традиционной даты — 2 сентября. Но всеми правами на это располагает Роспотребнадзор. Театр готов на все, чтобы встретиться со своими зрителями — он невелик, количество зрителей ограничено. Маски — перчатки — санитайзеры закуплены, инструкции доведены до персонала и артистов. Но, как шутит Юрий Александров, он не представляет поцелуя на сцене на социальной дистанции.

Труппа продолжает репетиции, готовится к премьере «Электры» на музыку Р. Штрауса, которая сейчас идет только в Мариинском театре, и то в концертном исполнении. Постановка будет осуществлена за счёт предоставления из  федерального бюджета субсидий Министерства Культуры РФ на оказание государственной поддержки (грантов) на реализацию в 2020 году творческого проекта.

«Экспрессионизм на нашей сцене еще не был представлен. И вот теперь мы бросились в эту пучину», – сказал Юрий Александров. В опере нет практически лирики, это, скорее, драма, основанная на одноимённом произведении Софокла. При постановке в Европе в 1900-е годы вначале она не была принята публикой. И только потом к ней пришло подлинное признание. Будем ждать варианта от Санктъ-Петербургъ Опера. По крайней мере, голоса, которые смогут исполнить сложнейшие партии, в театре есть.

Вторая готовящаяся премьера — «Русская тетрадь» Валерия Гаврилина. Сейчас в театре идут «Еврейские песни» Дмитрия Шостаковича. И худрук уверен, что «Русская тетрадь» прекрасно дополнит этот спектакль во втором действии. По словам вдовы композитора Наталии Гаврилиной, источником вдохновения для ее мужа послужили услышанные им в фольклорных экспедициях мелодии. И здесь она процитировала слова мужа: «Надо писать не о том, что ты видишь или слышишь. А о том, что стоит за тем, что ты видишь и слышишь». Нам дали послушать несколько фрагментов. Это и русский задор, и русская тоска — все то, чем богата наша жизнь.

Необычным подарком горожанам к Новому году станет спектакль «Черевички» на музыку П. И. Чайковского. Это перенос постановки, выполненной Юрием Александровым в Италии совместно с «Teatro Lirico Di Cagliari». Масштаб у итальянцев такой, что потребовалась площадка Концертно-спортивного комплекса «Тинькофф Арена» с его мощной акустикой. Но Александров считает, что в дальнейшем «Черевички» могут быть перенесены на привычную сцену с некоторым изменением декораций.

Очень надеюсь, что в этом году театр не нарушит заведенные порядки, и мы сможем 2 сентября традиционно послушать «Евгения Онегина» и посмотреть новые интерьеры. Кстати, театр отдельно организует экскурсии по ним. Вам покажут Белый театральный зал, Зимний сад (Грот), Мавританскую гостиную с золоченым орнаментом, Кленовую гостиную, выполненную в стиле Людовика XVI. И конечно, Красную гостиную