Сколько ни ходи по Эрмитажу, все не обойдешь, особенно, если встречает надпись: вход запрещён. И вот в начале мая ещё одна табличка пала. Эрмитаж открыл Малую Церковь во имя Сретенья Господня. Вы слышали о такой? Ее приказала создать ещё Анна Иоанновна поближе к своим апартаментах, тогда ещё не было шикарной Большой церкви, полной золота.
Малая церковь страдала много раз. Для начала, в ней проводились так называемые службы «во спасение престола» — один раз в год 14 (26) декабря — помните дату восстания декабристов? Все страдания царской семьи Николая I доходили до небес именно в этот день. Следующее страдание — пожар 1837 года — практически полностью уничтожил первоначальное убранство, но гением архитектора Стасова она была воссоздана, как и службы раз в год в ней. И так было до революции. В 20 — е годы показ парадных императорских комнат, включая малую церковь, соседствовал с экспозиций музея Революции в Невской анфиладе залов. Но революции всегда было мало. В церкви демонтировали иконостас и создали революционный кинозал. Иконы, как не представлявшие по мнению демонтажников художественной ценности, затерялись. Возможно, их продали вместе с другими сокровищами Эрмитажа за бесценок. Только две были признаны ценными, сейчас они находятся в собрании Русского музея.
В послевоенные годы это было служебное помещение, где практически полностью исчезла настенная живопись. Но строители того времени понимали, что когда нибудь придёт время воссоздания интерьера: при ремонте использовались краски, которые удалось практически полностью смыть. Оставлены только несколько фрагментов, на которых видно, как это было несколько лет назад.
И последнее страдание, которое перенесла церковь — сюда принесли больную Данаю после покушения на неё в 1985 году. Много лет она лежала здесь на операционном столе, и реставраторы возвращали её к жизни. По благословению небес возможно все…
Что в церкви сегодня? По укладке паркета видно, где был алтарь. И это все, что напоминает церковь, хотя остальное воссоздано руками эрмитажных реставраторов — стены, шикарный плафон. Кстати, интересное замечание. Все подсвечники и херувимчики — не бронза, это папье-маше, искусно декорированное золотом.
И этот, наверное, хорошо, что первой экспозиций, которая размещена здесь, является выставка церковных облачения. Очень интересно рассматривать, как изменялась культура одежды. Сначала это были простые одеяния на обычной русской набивной ткани. Затем, хотя это, возможно, было и грешно, стали использовать персидские и другие шикарные ткани исламских стран.
Еще одно маленькое открытие. На выставках императорского гардероба мы практически никогда не видели свадебных платьев. Как оказалось, существовала традиция передавать их церкви для изготовления облачения. Одно такое представлено в витрине.
Стихарь, филон сакос — все можно рассмотреть в деталях. Интересно смотрится в витрине митра , а рядом картина — венчание Николая II, и мы видим её же.
Еще одно интересное «церковное» приобретение Эрмитажа в последнее время — Президент передал в музей евхаристический набор из приданого дочери Александра II — великой княгини Марии Александровны, в замужестве герцогини Эдинбургской. Здесь тоже интересная история. Англиканская церковь не возражала против того, чтобы княгиня оставалась в замужестве православной, поэтому приданое хранились открыто в её поместье. Мария Александровна скончалась в 1920 году. Комплект церковной утвари из 22 предметов оказался на аукционном рынке и за прошедшие годы сменил много владельцев. Сейчас удалось собрать 16 предметов. Вы только вслушайтесь в эти слова: блюдо для освящения хлебов, чаша для освящения воды, кропило, малый крест для водосвятия, два подсвечника для жертвенника, тарелочка для проскомидии, тарелочка для просфоры, потир, большой напрестольный крест, дискос и звездица, дароносица, кадило, ковшик для причастия, небольшая ложка, копье с треугольным лезвием и малое копье. Эти сокровища будут выставлены в Большой церкви, где проходило венчание Марии Александровны по православном чину.
Как сказал М. Б. Пиотровский, «Это как учебник о причастии, потому что люди не знают, что и когда делают во время этого обряда, а тут все видно — куда кладется хлеб, разрезается, выносится, святят воду и так далее».
Еще маленькая тонкость о малой церкви. Вы с улицы не увидите главок, которые она должна по православному укладу иметь. Она осталась без них сразу после Анны Иоанновны, но приобрела колоколенку, деревянную, сгоревшую при пожаре. Архитектор Стасов установил чугунную, которая простояла до 30-х годов 20 века. В это время был запрещён колокольный перезвон, перед самой войной их срезали. Дальнейшая судьба их неизвестна. Скорее всего, их перелили, металл был нужен для страны.
Вот такие церковные истории рассказали нам в начале мая.