Мне сегодня очень хотелось подойти к памятнику Павлу I и сказать: добро пожаловать в свои апартаменты. Так завершается потихоньку длинная история реставрации залов Михайловского замка, в которых до недавнего времени располагалась военно-морская библиотека. Мы там были года три назад и застали что то совершенно несовместимое с музеем: обвалившиеся потолки, протечки, мусор. Но уже тогда нам показали проект реставрации и сказали: ждите, финансирование есть. Да, по указанию Президента были выделены средства, как всегда спонсор — АФК «Система» — не подкачал.

И вот сегодня первые посетители вошли в новые залы. Это Воскресенский, зал, Тронный зал, Галерея Арабесок, апартаменты камер-фрейлины Протасовой.

Сложностей с воссозданием было масса. Во первых, сохранилось немного рисунков эпохи Павла — нельзя забывать, что он прожил здесь всего 40 дней. Поэтому все делалось по образу и подобию того, что могло бы быть. Например, бархатные стены Тронного зала по цвету подбирались довольно долго, не было конкретной информации и мнения учёных, как всегда, разнились. В конце концов остановились на очень красивом малахитовом цвете. Бархат был изготовлен во Франции. Зал тронный, но подлинный трон императора находится в Эрмитаже, поэтому сейчас на его месте стоит кресло. Новый уже заказан по образу того, на котором успел посидеть Павел.

Отреставрированы два потолочных плафона, 32 сохранившихся герба российских городов и губерний во фризе под потолком и воссозданы недостающие. По чертежу начала XIX века воссоздана печь с облицовкой искусственным мрамором (то есть Павел её не видел), увенчанная бронзовым орлом и декорированная золочеными бронзовыми накладками. В нишах над дверями установлены копии бюстов императоров, упомянутых в описях дворца. Отреставрирована люстра XIX века, воссозданы золоченые бронзовые бра на стенах зала и на печи

Отдельно нужно сказать о шкафах. Они появились здесь в 40-годы 19 века и отделанных шпоном волнистой березы. Я помню их состояние, когда мы впервые зашли в этот зал после передачи его Русскому музею. Все ж таки умелые руки у реставраторов.

В Воскресенский зал вернулись на свои места две картины художника Угрюмова, которые хранились и экспонировались в Русском музее. Ещё две, написанные художником Аткинсоном, находятся сейчас в Третьяковской галерее. Вместо них в рамках размещены копии, выполненные сепией.

Договорённость о передаче картин уже есть, нужно пройти массу бюрократических процедур для того, чтобы они попали в умелые руки реставраторов — они хранятся намотанными на валы, красочный слой осыпается. Предстоит ещё много работы до тех пор, пока они займут свое историческое место.

Это именно тот зал, в котором по задумке Павла должны были проходить балы, но. В результате здесь было выставлено тело убиенного императора.

Интересна дальнейшая, история зала. После выездам императорской семьи, он использовался под склад астрономических приборов. Затем канцелярия, затем ещё одна. В начале 20 века это был физкультуры зал для юнкеров, а потом уже для курсантов училища Дзержинского. Потом это стало книгохранилищем. О императорских балах можно было только мечтать, хотя сейчас вполне можно возродить эту традицию.

Полы во всех залах новые, поскольку рисунков старых не сохранилось. Сейчас центр Воскресенского зала, чтобы как то заполнить свободное пространство, занято ковром.

Воссоздан плафон времени размещения в замке Инженерного училища, восстановлена облицовка стен искусственным мрамором по сохранившимся и найденным при расчистке образцам, воссозданы камины на торцевых стенах.

Зал арабесок выглядит чудесно, но, оказалось, там предстоит ещё много работ по расчистке настенной живописи. Это долгий процесс, на стенах оставлены специальные образцы, в которых можно увидеть, как менялась окраска.

Реставрация бывших покоев камер-фрейлины А.С. Протасовой проведена в 2019–2020 годах с ориентацией на планировку и состояние интерьеров середины XIX столетия. Там сейчас размещена очень интересная экспозиция портретов семьи Романовых. Почти шпалерная развеска — так много портретов удалось найти в запасниках Русского музея. Но все картины в рамках — они аутентичны тем, в которых они размещались при написании.

И вот здесь выступает в качестве спонсора АФК «Система», которая помогла в организации интерактивных экранов — подсказок, касающихся и помещений, и предметов, находящихся в них.

Нам очень понравилось, что практически во всех залах размещены скульптуры Летнего сада, которые сейчас заменены копиями. Очень хорошо видно, как вовремя это было сделано — ещё немного пребывания на воздухе — и они бы стали рассыпаться.

В ближайшие несколько лет в планах музейщиков восстановить спальню Павла, в которой его убили. Это произойдёт не ранее 2023 года — сейчас разрабатывается, техзадание, потом разные процедуры.. Реставраторы ещё не скоро туда войдут.

Как я поняла, вся реставрация делалась под то время, о котором есть достаточно документов. Наверное, поэтому иногда глаз останавливается на каком то несоответствии. Но это временное явление — жизнь в залы уже возвращается вместе с посетителями, скоро будет доступно для обозрение все каре и можно будет гулять без перехода с этажа на этаж.