Эрмитаж презентовал кинокартину, посвященную эвакуации экспонатов в Свердловск во время Великой Отечественной войны. И это была третья эвакуация.

Первая, вы не поверите, была в 1812 году, с когда армия Наполеона вторглась в Россию. Именно тогда царь Александр I указал отправить из Петербурга: «Из придворнаго ведомства: серебро и золото в посудах. Лучшия картины Эрмитажа, также и камни резные хранящиеся также в ведении придворном одежды прежних государей».

Там ещё были идеи «обе статуи Петра I-го, большую (работы Э. М. Фальконе. — С. И.), и ту, которая перед Михайловским замком (работы Б. К. Растрелли. — С. И.), снять и увезти на судах, как драгоценности, с которыми не хотим разставаться».

Но это еще не все. Александр I предлагал увезти знаменитую «восковую персону» Петра I и все петровские «вещи» из петергофского Монплезира.

«Я бы думал, — пишет далее император, — также разобрать бережно дом его, возле крепости состоящий, и равномерно на галиоте увезти — все трофеи, хранящиеся в крепости, в Исакиевской церкви, в арсенале, в Петергофской слободской церкви». Не остались без августейшего упоминания и богатства Александровской лавры, особенно сберегаемые там мощи.

«Везти можно все сии предметы водою по Мариинскому каналу и частию, что можно, сухим путем, в наряженных подводах. Статую Суворова с Царицынскаго луга. Лучшие мраморныя статуи из Таврическаго дворца». Все это предполагалось вывезти через Ярославль в Казань, куда в «нужном случае» отправилась бы и императорская семья.

Спасибо спасителю города Витгенштейну, который не дал вражеской армии подойти вплотную к Петербургу. Но все же были вывезена 52 ящика с 847 картинами, а также бюсты императоров и императриц. Картины вынимали из рам, в каждом ящике было несколько штук. Это была строго секретная операция, ящики маркировались только номерами, даже суда, на которых они вывозились, не оглашались. Груз сопровождали всего 5 человек. По поводу места, где все хранились, тоже есть различные версии. По одной, это Выборг, по другой — в Вытегре. Уже в 1813 году все вернулось на свои места.

Вторая эвакуация — первая мировая война. Всё происходило в 1917 году, когда в Москву были подготовлены три эшелона с сокровищами Эрмитажа. На наше счастье, третий должен был отправиться 25 октября. Всем уже было не до этого, и хорошо. Те два состава долго не возвращались в Петроград, поскольку столицей была объявлена Москва. Потребовалось вмешательство самого В. И. Ленина, чтобы все отправили обратно. Но именно тогда, перед началом Первой мировой войны, впервые появились так называемые эвакуационные списки, которые сыграли огромную роль уже перед началом следующей войны, Великой Отечественной.

Директор Эрмитажа в предвоенные годы , Иосиф Абгарович Орбелли, начал готовить их ещё в 30-е годы совместно с созданием запасов досок и упаковочный материалов. Именно это позволило уже через неделю после начала войны отправить первый эшелон на Урал. Ответственным за эвакуированные картины в Свердловск был назначен Владимир Францевич Левинсон-Лессинг, специалист по голландской живописи. Второй эшелон включал в себя, кроме эрмитажных сокровищ, исторические ценности из Пушкинского дома. Третий эшелона был подготовлен, но кольцо блокады сомкнулось, все осталось в Ленинграде.

Как говорил Орбелли на Нюрнбергском процессе, войска вермахта сначала наносили пристрелочное бомбометание, после чего уже были прицельные удары. Так уничтожался наш город, так пытались уничтожить культуру. Но Эрмитаж не сдавался.

Самой тяжёлой была зима 1941-2942 годов. Нехватка питания, бомбёжки… Все это пережили сотрудники музея. Совершенно истощенных, из Ленинграда вывезли Орбелли и Пиотровского. Но они знали, что, как только будет снята блокада, все вернется на круги своя. Уже в 1944 году была открыта выставка шедевров, оставшихся в блокадном городе. Первая полная выставка была открыта уже в конце 1945 года.

Перед нами проходили фото, на одном из которых — разгрузка ящиков , вернувшихся с Урала, у Атлантов. И это мне так напомнило недавнее возвращение картин с выставки из Италии через Финляндию. Так же все волновались, так же все ждали открытия ящиков. История, действительно, развивается по спирали.

Бесконечная благодарность Эрмитажа Свердловску — это не слова. Сейчас на Урале работает Эрмитаж — Урал, в котором демонстрируются и неэвакуированные картины, и те, с которые пережили тяжёлые времена в этом городе.

Создатели художественно-документального фильма «Защитники искусства» с архивной аккуратностью сумели показать, как все происходило, возвращаясь и в те страшные дни, и в современный Екатеринбург.

В ближайшее время фильм поступит в распоряжение школ России. И это правильно: патриотизм нужно растить с младых ногтей.

Немного о себе и почему мне так близка эта тема. Одним из преподавателей моей мамы была Ксения Владимировна Ползикова — Рубец, преподаватель Первой образцовой школы Октябрьского района. Именно она впервые привела её в Эрмитаж. Она пережила всю блокаду в Ленинграде, учила детей в 239 школе. Одной из первых книг, которые я прочитала, была «Они учились в Ленинграде» — полная горечи, но и мечтаний о будущем от учительницы, которая привела маму в этот храм искусств и практически передала мне эстафету памяти.

#эрмитаж
#Эрмитажурал
#Защитникиискусства