Когда я увидела, как в живот коня вставляют эндоскоп, мне стало немного неудобно: как можно делать такую интимную операцию при огромном скопление публики?
Но, как говорится в одном из фильмом: «Он же памятник»
А представители СМИ собрались, чтобы послушать, что собирается Русский музей делать с памятником Александру III, ныне размещеном у во дворе Мраморного дворца.
Сложная судьба у этого монумента. Возведенный на народные деньги, он сразу не понравился горожанам, хотя был одобрен вдовствующей императриц ей. По её мнению, в скульптуре чувствовалаь мощь всего — человека, власти, России. Но сыну, императору Николаю II, он тоже не пришёлся по душе, и, если бы не революция, неизвестно кто бы его снёс со Знаменской площади. Одно хорошо, его не отправили на переплавку, а разместили во дворике Русского музея. Там он пережил блокаду, заботливо укрытый музейщиками. А я ещё в детстве, когда пробегала мимо, всегда заглядывал в щелку ворот: вот он огромный, мощный. И он победил время, разместившись ныне у Мраморного дворца вместо броневичка, с которого все и началось. И, если смотреть по габаритам, здесь явно императорской место.
За эти годы никто никогда не проводил реставрационных работ с ним. Перемещали, ставили на место — и все. Сейчас он изменился в цвете, потерял некоторые детали. Отсутствует повод лошади и кисточка на эфесе сабли. В послереволюционные годы стремя использовали, чтобы забраться на лошадь. Жаль, с тех пор не сохранилось ни одного селфи, не модно это было тогда. Какие фото утеряны!
Музейщики начали тщательные исследования. Здесь важно все — состояние швов, деталей, креплений, самого металла, стыков. Памятник составной, из 6 элементов, делался в разных мастерских. Все это усложняет работу реставраторов. Сейчас создана 3D модель, на которую нанесены все необходимые параметры. Очень в этой работе помогли сотрудники и студенты Университета ИТМО.
Работы много, но источники финансирования ещё не определены. Непосредственно реставрация может занять около двух лет. Памятник не будет перемещаться, его только закроют защитным кожухом. То, что сейчас делают, имеет название «предреставрационные исследования «. Процесс запущен, надеюсь, этим все и не закончится.
А при эндоскопическом исследовании, с которого я начала, выяснилось, что памятник нравится не только посетителям, но и пчелам — в нем поселились три роя — в голове коня, в туловище и в основании. Как с этим справятся, я не смогла выяснить. Все только начинается.