«В городе нет воды, нет водопровода. Жители берут воду из трех резервуаров, куда по трубам, построенным еще при Екатерине Великой, стекается вода из отдаленного ручья. Вода эта плохая, жесткая. По заключению экспертов, пить её вредно, так как она вызывает болезни щитовидной железы (самая распространенная болезнь в Тарусе)». Так знаменитый советский писатель Константин Георгиевич Паустовский описал маленький город на берегу Оки в Калужской области. Он часто гостил в Тарусе, приезжал из Москвы отдыхать и работать в уютной обстановке, которую предпочитали многие поэты, писатели, композиторы и художники Серебряного века, а потом и деятели искусств советской эпохи.

Разоблачительная статья Паустовского «Письмо из Тарусы» была опубликована в газете «Правда» в июне 1956 года и вызвала сильный резонанс у читателей, особенно у местных жителей.

Паустовский обратил внимание широкой общественности и властей на тяжелые социальные условия, в которых жили горожане без централизованной системы водоснабжения и канализации.

Резервуар

«Резервуары устроены внизу, а город лежит на горах. Жителям приходится таскать воду на коромыслах иногда за два-три километра. Зимой от резервуаров тянутся по обледенелым горам вереницы женщин, преимущественно дряхлых старух, запряженных в салазки. Они тащат на салазках катки с водой, надрываются, скользят, падают, расплескивают воду и часто плачут от усталости и огорчения». Так правдиво и открыто о жителях Тарусы середины ХХ века еще никто не писал и не обращал на них внимания.

Водопровод времен Екатерины II

«Вода здесь на вес золота. А готовый проект хорошего водопровода спокойно отлеживается на утверждении в Калуге, и деньги на постройку водопровода Калуга отпускает (вернее, обещает отпускать) гомеопатическими дозами. Стоимость водопровода – 1 300 000 рублей. Калуга же пока согласилась отпустить только 100 000 рублей. Очевидно, постройка водопровода займет в лучшем случае тринадцать лет. Таковы калужские темпы, совершенно не те, конечно, о каких, захлебываясь, пишут газеты. Кстати, надо заметить, что рыть колодцы в Тарусе бесполезно. Подпочвенная вода лежит очень глубоко, и колодцы к лету пересыхают. Поэтому колодцев очень мало…»

Вопрос из местного квеста по Тарусе

Статья Паустовского, к счастью, ускорила события. Задача по обеспечению Тарусы полноценной водопроводной и канализационной системой вскоре была решена. Поэтому резервуарами Екатерины II со временем перестали пользовать, часть из них демонтировали. Только один резервуар сохранился в Тарусе до наших дней, но, к сожалению, в нерабочем состоянии.

В 2018 году по инициативе фонда Тарусское наследие на территории города были проведены новые геодезические измерения. Их результаты впечатлили! Ученые пришли к выводу, что конструкция Екатерининского уличного водопровода, прослужившего горожанам два с половиной века, абсолютно уникальна и не имеет аналогов в других российских городах.

Подробности на канале «Арматура из прошлого» в Дзене https://dzen.ru/armaturaizproshlogo