Мы прекрасно знаем историю Дороги Жизни, той самой, которая спасла наш город. На трассе, соединяющей Ленинград и Осиновец, множеств памяников, стелл, музеев и других мест, связанных одной нитью — Блокада. Но задумывались ли вы, что было на другом конце этой вехи жизни — в Кобоне, куда, увы, добирались не все. И это замечательно, что Информационно-туристский центр Ленинградской области представил туроператорам именно этот фрагмент истории — надеюсь, что теперь туда проложат новые экскурсионные маршруты.

В Кобоне открыт небольшой музей, в котором собраны материалы, помогающие понять все сложности, которые стояли перед этим поселение.

Рядом — памятник, сооруженный усилиями Александра Городницкого и Никиты Благаво в память о шофёрах, работавших на грузовичках, постоянно рискуя жизнью. Они даже иногда дверцы снимали с машины или вообще висели на подножках, чтобы легче было выпрыгнуть при взрывах вражеских снарядов. На памятнике стихи :
«Водитель, который меня через Ладогу вез,
Его разглядеть не сумел я, из кузова глядя.
Он был неприметен, как сотни других в Ленинграде, —
Ушанка да ватник, что намертво к телу прирос.
Глухими ударами била в колеса вода,
Гремели разрывы, калеча усталые уши.
Вращая баранку, он правил упорно туда,
Где старая церковь белела на краешке суши. »

Картина с натуры. Это общественный памятник, может, поэтому к нему такое отношение — табличка с именами тех, кто участвовал в его создании, плохо читаема, сам памятник заметно поржавел.

Порт Кобоны постоянно рос для обеспечения грузопотока, особенно когда была прорвана блокада. Целые поезда с локомотивами грузили на паромы и отправляли по Ладоге. И Ленинград не оставался в долгу — его промышленность тоже работала на обеспечение фронта, отправляя обратно снаряды и другие жизненно нужные предметы.

А ленинградцы немного задерживали в посёлке — им нельзя было сразу много есть, их сначала просто кормили понемногу и отпаивали водой. В качестве временного госпиталя использовали восстановленный ныне храм, в котором хранятся именные списки блокадников.

Всех называют поимённо. Многие в нашей группе искали своих и находили.

Еще один храм — церковь 1830-х годов в стиле классицизм архитектора. Д. Висконти в посёлке Верола, превращенный после революции в склад, переделали в авторемонтую матерскую — очень необходимый атрибут любой дороги.

Увы, руки до неё пока не дошли, но в планах восстановление существует. Просто нужен человек, который возьмёт на себя эту ношу.

Для реконструкции полевого госпиталя Дороги Жизни N 817, который располагался деревне Дусьево, такой человек нашёлся. Начиная с 2012 года Александр Ерошкин планомерно пытается показать современникам, как это все было — страшно, сурово, но, при этом жизнь продолжалась. Всё началось конечно, с разминироаания. И до сих пор встречаются снаряды, но работа не останавливается.
В госпипаль возили и раненых, и блокадников перебравшихся через Ладогу, но не готовых к дальнейшей транспортировке.

Здесь было все, как на войне — линия обороны с орудиями, ходы между траншеями. Но было и человеческое — палаты, операционные, столовая.

Реконструкторы оставили исторические траншеи, блиндажи — только так может современник, не знавший войны , вживую прикоснуться к истории. Предполагается что комплекс начнёт работу в следующем году.

И закончился маршрут на железнодорожной станции, название которой мало о чем нам говорит сегодня — Войбокало.

Но это была именно та точка, которая соединила блокадный город с Большой землёй. И маленькие полуторки, как черепашки, перевозили грузы в Кобону. На перекрестке дорог стоит памятник им — огромный белый ледяной куб летит к берегу. Очень символичное сооружение . Кстати реальная полуторка размещена внутри

В заключении хочу сказать, что очень было бы неплохо объединить Восточный и Западный берега, организовав единый маршрут, возможно, двухдневный. Ночёвку можно устроить в Кобоне, там очень милая турбаза с приветливым хозяином. А ещё интереснее было бы установить на маршрут небольшой теплоходик от Осиновца до Кобоны — так туристы ещё больше поймут суровость и непредсказуемость нашей Ладоги.

Благодарю коллег за вожность использовать их фото