18 октября 2023 года в Манеже Малого Эрмитажа открылась выставка «Художественное наследие староверов Поморья из собраний Государственного Эрмитажа». Проект приурочен к 330-летию основания Выговской старообрядческой пустыни, крупнейшего духовного и культурного центра Поморья ХѴІІІ — первой половины ХІХ века.
В ХѴІІ веке русское общество раскололось на два лагеря. Сторонники патриарха Никона опирались на мощную поддержку царя Алексея Михайловича. Во главе противников реформ, которых стали называть уничижительным словом «раскольники», встали авторитетные пастыри церкви протопоп Аввакум, Стефан Вонифатьев, Иван Неронов и многие другие.
Их призыв к сохранению старой веры и освященных традицией обрядов нашел широкий отклик у среднего и низшего духовенства в народе, свято чтившем старину. На Соборах 1666-1667 годов противники реформ Никона были преданы проклятию, а затем репрессиям.
В чем разница? Среди многочисленных нововведений важнейшими стали: новогреческое троеперстие (вместо двуперстного крестного знамени), трехкратная (трегубая) аллилуйя, замена земных поклонов на поясные, а восьмиконечного («трисоставного») креста на четырехконечный. Помимо этого, была отменена древняя традиция крестных ходов «посолонь» (то есть по солнцу) и введены хождения против солнца, внесены коррективы в Символ веры и Иисусову молитву, изменено написание имени Иисуса (ИСУСЪ, а не ІСУСЬ).
Все это привело к разделению верующих на враждующие группы, и старообядцы предпочли уединение и молитву по старому завету в лесах и в горах. Так и появилась Выговская пустынь в Карелии. Этот северный старообрядческий центр развивался в регионе с собственной иконописной традицией. «Северные письма» с присущей им лаконичностью и простотой изобразительного языка, преобладанием неяркой цветовой палитры, уплощенностью объема заложили основу выгорецкого иконописания.
Почему могло не быть выставки ? В 1855 году Выговская пустынь была жестоко разгромлено. И только благодаря подвижникам мы можем увидеть эти письмена. Одним из первых исследователей поморской художественной культуры стал Василий Григорьевич Дружинин (1859-1936). С юных лет он увлекся филологией и историй старообрядчества. Внушительное финансовое состояние В. Г. Дружинина, члена правления Акционерного общества Кыштымских заводов, позволило ему в дальнейшем всецело заняться исследовательской деятельностью. Постепенно его увлечение историей переросло в собирательство, и он направился на поиски памятников старообрядческого искусства и письменности.
Неоценимую помощь в формировании собрания В. Г. Дружинину сказал старообрядец Федор Антонович Каликин (1885-1971) — собиратель древностей, иконописец и реставратор, всю свою жизнь связанный с музеями Санкт-Петербурга-Ленинграда (в том числе работал в Государственном Эрмитаже). С конца 1907 года по заданию Дружинина Ф. А. Каликин совершил несколько поездок по Олонецкой. Вологодской губерниям, откуда привез большое число памятников выговского искусства. В итоге Дружинину удалось собрать внушительную коллекцию: 878 рукописей, автографов видных деятелей и писателей Выговской пустыни, 119 икон, порядка 130 настенных акварельных листов, около 650 произведений медного литья, не менее 250 резных деревянных крестов.
В 1916 году В. Г. Дружинин принял решение продать свою кол- лекцию Библиотеке Академии наук. Однако вопрос о ее приобретении постоянно откладывался, вплоть до ареста ученого в 1930 году по «академическому делу». В 1931-1932 годах Дружинин отбывал свой срок в Соловецком лагере, в 1933-1935 годах в ссылке в Ростове Ярославском. После ссылки он вернулся в Ленинград. где вскоре скончался в 1936 году.
После смерти В. Г. Дружинина собрание рукописей целиком по- ступило в фонды Библиотеки Академии наук. Оставшаяся часть коллекции оказалась перераспределена между различными государственными музеями и утратила всякую привязку к личности ее собирателя. То есть коллекция утратила свою целостность.
В 1941 году часть коллекции находилась в составе Отдела истории русской культуры Русского музея, который был целиком вместе с коллекциями передан в Эрмитаж.
Нынешняя выставка готовилась около трех лет, но первые иконы из коллекции начали реставрироваться ещё в 90-е годы.
Сразу на выставке вас встречает уникальный комплекс из четырех икон, располагавшихся на Святых вратах Выгорецкого мужского общежительства. Желающих войти в монастырь встречал трехфигурный Деисус. На противоположной стороне, «лицом к обители. находился особо почитаемый выговцами образ Тихвинской Богоматери.
Очень интересно ходить и рассматривать иконы. Иногда традиционные сюжеты выглядят очень своеобразное. Как оказалось, там есть запрещённые иконы, которые требовали уничтожить.
Для меня открытием стала чеканка — удивительно точная работа, которую, как мне кажется, и сегодня сложно воспроизвести.
Я впервые столкнулась здесь с понятием Голбецы. Это резные доски и четырехконечные кресты с изображением Голгофского креста, которые традиционно помещали в увенчанные двускатными кровлями киоты, установленные на столбцах. Традиционно их устанавливали над захоронениями, поэтому все имеют надписи типа наших эпитафий на захоронениях. «Здесь похоронена Марфа из села… 23 годов» ну или что то похожее.
Рисунки, украшавшие стены изб, очень нравоучительны, красочны и требуют чёткого прочтения сюжета. И для этого нужны знания.
Мне не хотелось уходить с выставки. На ней как то окунаешься в историю и не хочется выплывать — так все интересно и необычно.