В Манеже открылась  очень милая выставка под названием «Зерцало». Милая — поскольку такая семейная, домашняя. Как хотелось людям недворянского сословия иметь портрет свой и своей семьи.
Но в допетровские времена  только парсуны — нечто среднее между иконой и портретом. Но ведь они, как и купцы, уже успели побывать в Европах, и видели дворцы с многочисленными портретами. А почему бы и нам не так же?
В начале XIX века едва ли не в каждом городе появляется свой художник, едва ли не в каждом зажиточном доме складывается портретная хроника семьи. Купцы, небогатые дворяне, даже духовенство обращаются к местному портретисту, своего рода ремесленнику, который старательно воплощает их представление о себе.
И вот возникают сначала потуги, а потом и замечательные произведения мастеров,  чьи имена растворились в веках. И, когда я вижу старательно прорисованное кружево  воротничка, сразу вспоминтся портреты западной знати в исполнении известных художников, чьи работы висят в Эрмитаже.
А эти портреты — из небольших российских провинциальный музеев. Как хорошо что наступило время, когда мы можем по достоинству их оценить.
Как оказалось, что этому  модному явление были не чужды и церковники. Они и свои портреты заказывали, и не стеснялись превращать святых в своих современников.

rpt

Мне очень жаль — это последняя выставка, подготовленая  Павлом Пригарой. Что ждёт Манеж дальше? Не превратится ли он просто в выставочный  зал, не имеющий своего оригинального лица ? Поэтому постарайтесь попасть на эту экспозицию, чтобы запомнить, как хорошо могут быть оформлены подобные пространства. О музыке, сопровождающей вас, отдельный разговор. Она прекрасно сопровождает вас, подчёркиваю все достоинства выставки, погружая вас в те далёкие времена